Персональные выставки по случаю 90-летних юбилеев двух выдающихся вятских художников открылись в КХМ и библиотеке Герцена
Георгий Вопилов и Виктор Кашин были членами одного регионального отделения СХ, принадлежали к одной и той же вятской школе живописи с ее неброскими «земляными красками» и верностью жанру пейзажа, однако шли в искусстве разными путями. Не будем их сравнивать, просто обозначим то, что лежит на поверхности.
Неизвестный Кашин
Выставка Виктора Кашина (ныне покойного) в библиотеке, собранная Любовью Горюновой, собрала широкий круг его ровесников и коллег по цеху. Как всегда, главным свидетелем времени и наиболее интересным спикером оказался художник и преподаватель КХУ Николай Поликарпов, который любит рассказывать о своих боевых товарищах по-доброму, с юмором и теплотой, без казенщины и наукообразия. Он свидетельствовал, что по количеству персональных выставок и написанных картин Виктор Кашин и Инна Широкова — наши чемпионы и «намолотили» больше всех. По этому параметру к ним никто из местных коллег даже не приблизился. В самом деле, наследие Кашина поистине огромно, уже не первый год родственники успешно распродают его картины, этюды и эскизы здешней «библионочью», и они не кончаются. Их все еще можно увидеть в различных общественных пространствах города и области, на любую местную тематику — военно-патриотическую, культурную, романтическую. Традиционалист во всем, Виктор Алексеевич верен сложившимся при социализме трендам, вот и главный зал в выставочном пространстве библиотеки занимают многообразные «дымковские» мотивы и народные промыслы.
Это уже наша архаика, и вряд ли она тематически и живописно способна воздействовать на молодую поросль вятских художников. Но то, что Виктор Кашин представитель сильного, несгибаемого поколения со светом и чистотой в душе — тех, кто воевал, кто пришел позже и определил на десятилетия нравственный дух и настрой местного художнического братства в его золотой век — это всегда помнят, ценят и чтут те, кто идет им на смену уже в третьем поколении.
Певец вятской атлантиды
А вот юбилейная подборка картин Георгия Вопилова в художественном музее сначала немного огорчила своим лаконизмом. Наблюдателю, для которого этот мастер старой школы — самый любимый и почитаемый вятский живописец, хотелось увидеть много больше из наследия ныне живущего и действующего автора. Чуть позже прочиталась символика: эта краткость – сестра таланта и необыкновенной требовательности к себе в профессии, каковую все отмечают в Вопилове. Это абсолютная и даже фанатичная преданность делу, которую явно не исповедуют нынешние, более прагматичные мастера. Другое время, другое воспитание, самодисциплина, личная предыстория, генетическая предрасположенность к профессии по линии родства. А в итоге – за 90 лет жизни и вполне успешной карьеры Заслуженного художника это всего лишь третья «персоналка», да и первая состоялась лишь в девяностые годы.
Так вот, о краткости экспозиции, которую подготовила Ольга Крупина. В ней оказалось все, что нужно. Как говорится, all the best. Все лучшее. И его непревзойденный «Лен» , живописно разбросанный в мощном упругом ритме по отработавшей земле ( к этой картине сразу же ринулись толпою юные художницы – понимают!) , и золотисто-багряный осенний Краснояр, и до слез трогающая – почему, с какой бы стати? – знаменитая брусника с лисичками, и изысканные по колориту огурцы с редисом: нежно-зеленое на лиловом. Конечно же, прав Игорь Сметанин: здесь все заражает любовью к природе, передает острейшее чувство жизни, которая прекрасна.
Но наряду с радостью в полотнах Вопилова обязательно заметишь необратимые тектонические сдвиги цивилизационного характера, которые случились с нашей землей. Взять три его знаменитые картины: две из жизни Кирова и одна – Суны. Киров семидесятых еще не помышляет зваться Вяткой, он рабочий, несовременный, двухэтажный, с топорными машинками, в дымах. Но это индустриальное лицо областного центра невыразимо симпатичное, человеческое, это город для жизни и выращивания хороших талантливых детей. Тот, что возник на его месте сегодня, – по сравнению с ним пустая лощеная фикция. Еще больше добрых чувств несет его знаменитая «Суна», живописный памятник бедной советской провинции, освещенной в зимних потемках уютными огоньками, с кипучей общественной жизнью у информационного стенда, с лошадками, запряженными в сани с набросанным сеном… Кто хоть краем застал и помнит ту реальность, тому картины Вопилова – как масло на душу.
Наша родина. Россия, которую мы потеряли.
Но картины эти говорят не всем. Что характерно, утром в тот же день 7 сентября несметное количество молодых журналистов набежало сюда, в музей, чтобы с готовностью подставить свои диктофоны авторам культурного мультимедийного проекта, финансируемого фондом Потанина. Проекта достаточно амбициозного, технологичного, но бедноватого по дискурсу: презентованы размещенные по городу виды шести вятских старинных домов, на них следует наводить смартфоны, которые выдадут дополнительную информацию. Совершенно понятно, что никого из сми-шной молодежи на вечерней выставке великого вятского живописца не было замечено…
«Как мы людям необходимы,
Как мы каждой душе близки!
Мы с рожденья непобедимы,
Мы- советские старики!»
Михаил Светлов
Любовь Горюнова порадовала простых посетителей библиотеки ( а не строгих ревнителей вятского патриотизма) тем, что в периферийном зале выставки собрала нейтральные по духу небольшие живописные работы без всякого пафоса – вот они-то и вызвали наш восторг, и запомнятся надолго. Как бы случайные, безыдейные зарисовки вполне импрессионистического свойства воспевают неброскую красоту северной природы и ее даров. А те, что навеяны иноземными пейзажами, исполнены совершенно дерзких, ярких, ненашенских красок. В Европе и Кашин — европеец, эта неожиданная свобода цвета и мазка так молода, обаятельна… Даже трудно поверить, что идейно выверенные тяжеловесные натюрморты с дымковской игрушкой и легкие изумрудные «Пинии» принадлежат одному и тому же автору. Так что благодаря этой выставке мы увидели очень разного Кашина, и изумились открытию