Понятно, что речь идет о сказке про кошку, которая гуляет «сама по себе». Натурфилософия Киплинга уже второй раз за год становится предметом интереса театральных режиссеров, сначала в ТЮЗе, теперь в «куклах». Можно даже сравнивать подход: на Спасской более брутальный (ведь это история про волков и Маугли), в «Кошке» — нежный и вкрадчивый, ловко замаскированный под эффектное пластическое шоу танцующих в темноте.
Неторопливо и издалека рассказывается о происхождении жизни тысячи и тысячи лет назад, когда на земле «все было совсем не так, как сейчас». Слов в этой истории произносится совсем мало, а рассказ ведется чисто изобразительными и пластическими средствами. Познавательная эстетика такого рода задействована здесь впервые. Оказывается при этом, что больше нет нужды озабочиваться строительством сложных декораций, художник спектакля Анна Кривошеева создает красивую картинку путем видео-проекции на вертикальные полотнища занавеса и даже костюмы. В итоге образуется непрерывное мерцание световых пятен и движение в темноте, как бы рождается нечто из ничто; рогатые и косматые первобытные животные с ногами артистов наряжены в живописные лохмотья, однако по мере приручения собака, лошадь и кошка смирно и незаметно обретают вид рукотворных небольших кукол. Только кошка презрительно не принимает участия в одомашнивании, будучи обозначена во тьме двумя огромными желтыми «глазами».
Жена человека (человечиха), которая сильно умнее и хитрее своего возлюбленного, приручает животных, а муж дрессирует их для своих нужд. При этом всякий раз повторяется замечательный по интонации диалог: когда лохматой зверюге не нравится огонь в семейной пещере, человечиха выразительно комментирует – это оттого что ты дикая и никому не нужна! Той ничего другого не остается, как мирно сдаться на милость победителей природы. С особой нежностью и поэтичностью описано приручение коровы (закончившееся появлением млечного пути и кувшинов молока) с последующим рождением человеческого детеныша – для этого используется целый ряд красивых символов и метафор.
А что же кошка? Она, как известно, посланец иных миров и гораздо хитрее даже человечихи: внедрилась в лоно первобытной семьи попивать теплое молочко, но обещанной тайны так и не открыла. В формальном смысле получился совершенно особенный спектакль, рассчитанный на столь же нежного и доброжелательного зрителя; где только взять такого? “Наблюдатель” имел удовольствие смотреть предпремьерный спектакль, когда в зале были что называется «свои» — культурно внимали и были адекватны неторопливому действию. А вот как поведет себя массовый зритель 7+, в отношении коего в основном бессильны и педагоги, и самые талантливые театральные режиссеры с артистами?