— о которой слагают стихи всех времен и народов, особенно вятских
В «куклах» прошел очередной внутритеатральный мини-фестиваль, а точнее просто показ спектаклей для взрослых, коих сейчас в репертуаре три: «Русская борзая», «Холодное сердце» и «Однажды в Венеции».
В рамках фестиваля провели также поэтическую читку. Потому что в театре кукол, во-первых, литераторов служит рекордное, по сравнению с другими, количество. А во-вторых, вдохновитель и организатор читки Наталья Кузницына нежно и трепетно относится к своим коллегам по цеху, считая, что творчество наших замечательных вятских поэтов следует всячески продвигать в народ. Каким же словосочетанием заинтересовать, привлечь почтенную публику? Вопрос почти риторический. Так что это у них была «Территория любви».
Когда артисты в черном — а именно они решили представлять вятскую поэзию, выбрав стихи и авторов себе по вкусу — начали хаотически перемещаться по малой сцене, томно повторяя на разные лады заветное слово «любовь, любовь, любовь…», сразу захотелось выскочить вон из зала, да было неудобно беспокоить рядом сидящих. Вскоре, впрочем, беспредметные страсти поутихли и люди начали спокойно декламировать. Читали, надо признать, хорошо, в меру прочувствованно, с глубоким осмыслением до боли знакомых текстов. В этом был определенный смысл — отдать их профессиональным артистам, умеющим входить в любой образ, чтобы те выявили к ним свое личное отношение.
Правда, тут не вполне удачно получилось со стихами матушки Людмилы Кононовой: они, выведенные из авторской манеры и певческой формы, многое утратили и побанальнели. Также вряд ли стоило так уж эмоционально раскрашивать тексты нашей самой «безбашенной и беспредельной » девушки Аглаи Соловьевой, к ним очень не шло женское кокетство исполнительницы. А в целом все сложилось на удивление достойно, художественно и энергично, субъективный внутренний мир вятских поэтов на этот раз не напрягал, а даже порадовал, спасибо им, а главное артистам. Судя по реакции публики, на 98% женской, некоторым людям это нужно.
А вот и «Борзая», которая реально борза
Впрочем, для меня главной приманкой мини-фестиваля вновь стала роковая и где-то зловещая «Русская борзая» — неразгаданное творение питерского режиссера Натальи Пахомовой по мотивам знатного постмодерниста Милорада Павича. Которое, похоже, за три репертуарных года так и сумело не проложить тропу к сердцам и умам кировчан. Причем Наблюдатель не исключение. А жаль — новый просмотр принес еще больше ясности, что каждая деталь осмыслена и продумана режиссером, а кировские артисты вполне адекватны абсурдистскому рисунку спектакля, играют увлеченно и с удовольствием, не обращая внимания на недоумение зала. Однако это был мессидж в никуда. Вообще-то крайне неуютно спиною ощущать эмоциональный разрыв между тем, что происходит на сцене, и полной растерянностью простодушного вятского зрителя. К чести которого можно отнести уже то, что потихоньку «свинтило» не более трех человек. Остальные вежливо пытались похлопать артистам хотя бы в конце, однако и это не удалось: со сцены как бы потешались над ними, там все продолжалось и никак не могло закончиться картонное чаепитие трех персонажей, одетых в концептуальные костюмы из крафтовой бумаги. Так что зрители побрели в гардероб несолоно хлебавши и не выказав своей воспитанности…
С целью хотя бы отчасти разобраться, что за интеллектуальный беспредел им, беднягам, устроили в чинном-благородном детском театре провинциального города, мы обратились к человеку многомудрому и опытному: к поэту Андрею Кононову, который исполняет здесь обязанности завлита. Выяснилось, прежде чем пытаться расшифровать перенасыщенное символикой театральное действо, чтобы оно соединилось в одно целое, зрителю следовало серьезно подготовиться к спектаклю.
Прочесть не только «Русскую борзую» (там как раз все более-менее внятно), но и еще несколько смежных по смыслу рассказов Павича, и обязательно его же «Бумажный театр»; далее, хорошо бы освежить впечатления от прозы Кэролла про Алису в стране чудес. А то как же иначе разглядеть аллюзии на безумное чаепитие, кроличью нору, эволюции шляпника, который настойчиво и нудно все рекомендовал нам «покупать ношеные шапки, чтобы узнать мысли бывшего владельца»? Ну, а если вы ничего этого не сделали, тогда извиняйте, дорогие кировчане, шлет нам свой питерский привет Наталья Пахомова. (Она же — автор «Холодного сердца» и «Ладушки»).
Хорошо, но тогда, может быть, этот спектакль высоко оценен компетентным жюри на фестивалях, куда «Русская борзая» неоднократно заявлялась и участвовала? Тоже нет, не была высоко оценена. При всем том авангардистка Н.Пахомова не сомневается в качестве своего творения, считая «Русскую борзую» — несомненно самый загадочный из произведений всех театров г.Кирова — спектаклем «навырост», и что время его придет. А пока это ощутимый щелчок по носу нам, обывателям, потребителям попсы, погрязшим в бытовухе и необразованности.