Театр на Спасской единовременно, в жанре перформанса, покажет 26 февраля фантазию по мотивам трагедии Еврипида «Вакханки», поставленной им в 405 г до н. э. В ситуации, по-видимому, острого дефицита постановочных средств на новый полномасштабный спектакль, энтузиасты с ул. Спасской решили пока заняться самоценным поиском современных форм, нового театрального языка. И это есть правильно, главное не опускать руки, продуцируя неожиданные формы и смыслы, а вятский неизбалованный зритель по-любому оценит.
В заботе о том, чтобы быть правильно понятыми и как-то подготовить публику к адекватному прочтению своего произведения с достаточно претенциозным и загадочным названием: Проект-80, «Midea» — театровед Екатерина Рябова и режиссер Степан Пектеев за две недели до оного прочли увлекательную лекцию об истории античного театра и его великом триединстве по имени Эсхил-Софокл-Еврипид. Любое просвещение масс заслуживает похвалы, тем более – когда за дело берутся глубокие знатоки театра, а сама акция, проведенная в непринужденно- импровизационной манере, напоминает актуальный жанр «сторителлинга». Собравшиеся были благодарны, как благодарны они любому серьезному и предметному диалогу со зрителем..
Для театральных людей со Спасской в первой части названия и цифре 80 заложен прямой смысл, ибо, как нам сообщили, в честь 80-летнего года театра запланирован цикл подобных «возможно, одноразовых высказываний», коему начало положил собственно юбилейный перформанс, впечатливший многих экстравагантностью формы. Этим займется Степан Пектеев («Муха-Цокотуха», «Мюнхгаузен»), бывший режиссером-постановщиком и юбилейного спектакля. Больше того, нам предстоит как-то пережить наступивший 2017 год, с приходом которого мистически настроенные граждане не связывают ничего хорошего. Ибо это год 100-летия октябрьской революции, трагически развернувшей ход российской истории. Постановщики усматривают определенную – хотя и символическую – смысловую параллель между трагедией «Вакханки» и спецификой текущего (а может, исторически минувшего 100 лет назад) момента.
Там речь идет о том, как некто прибывший из Малой Азии, отрекомендовавшись богом, нарушает сложившуюся жизнь Фив, коими правит Пенфей. Путем хитростей и чудесных превращений этот новоявленный не то Дионис, не то Вакх зомбирует население города, опаивает дурью матушку Пенфея, оказавшуюся как бы участницей оргии вакханок, за которой по наущению хитреца наблюдает ее сын. И та, будучи одурманенной, в неистовстве разрывает его на части, хотя уверена, что сделала благое дело. Узнавши правду о содеянном, безутешная мать не имеет права даже самоубиться (ибо это своеволие), а может только смириться перед волей богов и нести в отшельничестве свой тяжкий крест сыноубийцы.
Скоро мы узнаем, какое отношение имеет древнегреческая трагедия к реалиям современной российской жизни. Действительно ли авторам и исполнителям предстоящего перформанса есть что сообщить по этой волнующей и со всех сторон ответственной теме? Хорошо бы за умением «красиво сказать» последовало не менее внятное театральное действо.