На неделе руководство театра кукол затеяло очень правильный мини-фестиваль – прощальный показ старых заслуженных спектаклей, которые отжили свой век в репертуаре и будут списаны в плановом порядке.
Каждый из них – отдельная страница театральной истории, отмеченная (или не отмеченная) «удачей года», это, наконец, авторский стиль наших знаменитых режиссеров, кто-то из них уже отошел в мир иной. Так что повод для череды показов сам по себе достаточно грустный, каждый показанный спектакль – последний. Впрочем, каждому же дается и последний шанс. Это если маленькие зрители или их родители проголосуют за его дальнейшую жизнь красным яблоком, повешенным ими на «древо искусства».
В субботу 21 января, сразу после веселой церемонии открытия, был показан «Айболит». Эта режиссерская работа Вадима Афанасьева – театральный долгожитель 1997 года выпуска, удостоенный «удачи актера» (Ю.Евдокимов) и «удачи художника» (Л.Борисовская). Классический ширмовый спектакль с небольшими, даже аскетичными по сегодняшним меркам тростевыми куклами. Видно, что сделан в прошлом веке – по сравнению с нынешними яркими и крупными персонажами, обилием живого плана и различных спецэффектов.
Но насколько он привлекателен, остроумен и полон реального гуманизма! В нем внятный захватывающий сюжет, много веселых песенок, занятных ситуаций вроде незлой и поучительной расправы со злодеями. А как ужасно «объелся» и раздулся верный помощник Айболита Крокодил, когда ему пришлось слопать обнаглевшего Бармалея! Тоже интересная придумка, как хвостом удава злодеи связали доктора, при этом хороший вылеченный змей, пытаясь развязаться, кусал сам себя и не понимал, что же происходит? Деятельная доброта, легкий характер и трогательная наивность действующих лиц создают уникальную атмосферу спектакля. А уж когда, после окончательной победы над злом, все персонажи согласно запели, и даже рисованные зверки на ширме начали в ритм открывать свои поющие ротики – вот типичный фокус Афанасьева, который сам любил делать куклы — можно было прослезиться от умиления.
Не потому ли безутешно плакала маленькая девочка на выходе из зала, и мама обещала ей, что скоро они придут в театр снова? Захотелось думать, что именно поэтому. Ведь проводить спектакль в историю слезами ребенка – это будет хорошо и правильно.