Вятский наблюдатель с удовольствием называет спектакль- событие, бесспорный лидер среди арт-достижений 2016 года: «Алексей Каренин», театр на Спасской, драматург Василий Сигарев, приглашенный режиссер Егор Чернышов.
Этот достаточно элитарный и нетрадиционный по своему прочтению классики спектакль – событие из области высокой культуры и чистого искусства, при том что его трудно рекомендовать школьникам для организованного просмотра, ибо идет вразрез с методическими разработками для учителей. Вообще, за минувший год театр на Спасской явно брал не количеством, а качеством, практически не выдавая проходных и малоосмысленных вещей: прелестная клоунада «Полет на Марс» режиссера-дебютанта, артиста театра Александра Трясцина; роскошно-фееричные «Два Веронца» в стиле комедии дель-арте от французского режиссера; минувшей осенью – аскетичный и тронувший подлинностью чувств и обстоятельств не-спектакль «Возвращение» (участники проекта «Я не уеду из Кирова» пять лет спустя); наконец, искусно обставленный участием театральных випов и собственным эксклюзивным сценарием праздника – юбилей театра в ноябре. Плюс резонансный «Каренин». Картина складывается многокрасочная, объемная, радующая обилием разнонаправленных дискурсов.
Не так весело в театре Драмы, под руководством постоянного главрежа Константина Солдатова, с приходом которого в начале года связывали столько надежд. Хотя веселить пытались, и еще как, и неоднократно. Общее количество спектаклей (вместе с приглашенными режиссерами) здесь почти в два раза больше, чем на Спасской, а вот честно похвалить хочется только «Божье дерево» по Платонову, поставленное еще в до-солдатовское время, показанное премьерой в первых числах января. «Старший сын» Солдатова, повторяю, многих зрителей вдохновил, однако по прошествии времени видишь, что основной концепт строился скорее на необычных декорациях и костюмах, нежели на глубоком мессидже, идущем от личности главрежа.
Следующие его режиссерские работы показали: Солдатов пока что предпочитает творить либо отдельными скетчами низкопробно-развлекательного плана («Жизнь прекрасна»), либо претенциозными и разрозненными этюдными зарисовками типа студенческих учебных работ («Темные аллеи Бунина»), никак не складывающимися в общую жизнь и судьбу Бунина, и даже вызывающими определенное раздражение против любвеобильного нобелевского лауреата. Такой «сам себе и для себя театр» с непроницаемой для зрителя четвертой стеной, оставивший не лучшие воспоминания. Попытки «разговора со зрителями» после спектакля проходят в том же духе, на профессиональном жаргоне постановочной группы со студентками- культурологами и их преподавательницами. Простодушным людям здесь нечего взять, ибо на нормальном человеческом языке с ними о спектакле говорить никак не хотят. В рейтинг наблюдателя мы однако включаем чудесный траги-комичный дуэт артистов Севостьянова- Тетерина из «Жизнь прекрасна», чудом затесавшийся в бессмысленную веселуху.
В театре кукол, надо полагать, произошли большие перемены с приходом нового главного режиссера Павла Овсянникова, однако реальные результаты мы увидим, наверное, позже, а пока – его первый красочный новаторский спектакль «Носорог и Жирафа» 3+ прошел премьерным показом. Главное же событие осени – действительно международный фестиваль театров кукол «Вятка – город детства», хотя театры -участники из Италии и Армении были вовсе не в числе фаворитов публики и Вятского наблюдателя. А в целом по театру наши симпатии на стороне «очень страшного» спектакля Натальи Пахомовой «Холодное сердце», которое представляло на фестивале Киров и было злостно раскритиковано авторитетным жюри.
Никак нельзя обойти вниманием и лучшие произведения любительских театров города: «Плохая квартира» театра Татьяны Ефимовой «Круг»; «Маленькие девочки дышат тем же воздухом, что и мы» — театр Алые паруса, ЦДЮТ; «Поминальная молитва» театра Гротеск (ДК«Родина»); «Сотворившая чудо» — детский театр им. Калягина г.Вятские Поляны.
Другие искусства
В год кино, который свадебным генералом открывал здесь Никита Михалков по личному приглашению Никиты Белых, активно работала съемочная группа документалиста Алексея Погребного; на общественных показах с большим успехом прошли его новые фильмы «Пока течет река», «Дым отечества», «Там, зам горизонтом».
Главные экспозиционные площадки города – в художественном музее и выставочном зале – работали бесперебойно. Однако в рейтинге «ВН» хочется отметить, во-первых, персональную выставку народного художника РФ Веры Ушаковой, посмертные выставки фотографа Георгия Пойлова и художника Александра Подшивалова, а также — молодых многообещающих художников Василия Кононова (в Галерее прогресса) и, в библиотеке Герцена, многопрофильную экспозицию Надежды Фроловой. По разделу «классики» отметим ретроспективу Алексея Исупова и привозную выставку «Абрамцевский пейзаж» из коллекции одноименного музея-заповедника.
Из вип-персон отечественной культуры в минувшем году наш город посетили: кинорежиссер Никита Михалков, литераторы Евгений Водолазкин, Дмитрий Быков, Борис Минаев. А также, до кучи, скандально известный бизнесмен и политик Герман Стерлигов. Борис Мильграм (Пермский «Театр-Театр») в день выпускника на Театральной площади показал свой золотомасочный мюзикл «Алые паруса», последний спонсорский дар населению от Никиты Белых.
Наряду с корпоративной скульптурой, которую мы по понятным причинам не станем упоминать, улицы и скверы города украсились памятниками военной тематики. Один из них, на ул. Маркса, работы вятского скульптора Виктора Борискина, посвящен памяти сестры милосердия 1 мировой войны, другой – работы иногороднего скульптора, победившего в открытом конкурсе, установлен в честь обобщенного героя-труженика тыла на ул. Профсоюзной.
Однако самый убойный стрит-арт минувшего года – это конечно Вятский Квас, который, заместо коммунизма и славы КПСС, теперь врезается в небо огромными красными буквами, встречая въезжающих в город, интимно напоминая о себе каждые десять минут детским голоском, что он «бодрячий и горячий». Достойный памятник уже нашей эпохи! А из последнего: че брать-то? Вятич, ЧЁ! Вот это «чё» реально и есть наше культурное всё, которое было и будет.