Новый главный режиссер театра кукол Михаил Овсянников, назначенный на должность в сентябре текущего года, выпустил свой первый в Кирове спектакль для самых маленьких зрителей от 3 лет. Что само по себе в здешнем театральном мире значительное событие.
На дебютный спектакль нового главрежа под названием «Носорог и жирафа», что сразу бросается в глаза, потрачены значительные средства – настолько многообразна, причудлива и новаторски разработана предметная среда этой нехитрой истории. Речь в ней идет об очень простых вещах, которые планируется донести до детского сознания: что надо быть как минимум добрым и вежливым, а ради милого друга можно и нужно пойди на жертву — изменить себя.
А поскольку звери в пьесе Хорста Гюнтера живут в Африке, то и краски, и вся природная стилизованная фактура являются очень яркими и экзотичными, а куклы, управляемые артистами, — необычайно крупные, подвижные, эффектно трансформирующиеся в области шеи (художник спектакля кировский, это Екатерина Давыдова, впервые работавшая для театра кукол). Все действующие лица, особенно вредный Обезьян и массовка, непрерывно скачут, бесятся и веселятся, в то время как главные герои, природные антиподы Носорог и Жирафа, наоборот, выглядят тормозными и робкими флегматами. К сожалению. Но ведь они как бы влюблены, ведь это так важно!
К сожалению, современные дети не выносят никакой медлительности и флегмы, тем более значимых пауз, они решительно не способны снижать темп восприятия картинки, который буквально с рождения внедрен в их сознание различными гаджетами, заботливые родители дают им смартфон вместо соски, далее – всегда. Автор этих строк был буквально шокирован тем, какой гвалт стоял на спектакле , при том что детей в зале было не более 30 (якобы, морозный день), и пришли они не группами с воспитателем, а с родителями, которые всячески призывали их к порядку. Тщетно! Медицина тут, как говорится, бессильна.
А между тем, к каким только завлекательным ухищрениям не прибегают педагоги-организаторы, руководство, артисты, даже администраторы зала, с какой любовью они приветливо встречают и провожают каждого зрителя от мала до велика. Все для потребителя! Только бы наполнялась касса и не было нареканий от министерства культуры, попреков в том, что правительство построило роскошный, лучший в регионе театр и он должен работать, если не приносить прибыль, то хотя бы окупаться. Так, между сциллой детской неготовности воспринимать сложное искусство театра и харибдой необходимости держать ответ перед областным бюждетом и живет нынешний театр кукол. Право же, иногда кажется, лучше бы он оставался на прежнем месте, без нынешних усиленных амбиций и требований к нему, соответствуя реальным возможностям и запросам небольшого города и депрессивной области.
Перспективы детского провинциального (бюджетного) театра как такового вообще представляются крайне сомнительными. С «взрослыми» театральными коллективами города, по крайней мере пока, ситуация видится как более обнадеживающая и здоровая: они все еще не обязаны потакать грубым вкусам толпы, потому что у них есть зритель, который в своей основе взращен в старую добрую до-гаждетовую эпоху. Вообще, воспитанная и благодарная вятская публика – это золотой фонд наших театров, которые в свою очередь знают, что им есть для кого стараться.
Хорошие мысли. За сциллу и харибду отдельное спасибо)) — пришлось «полистать» интернет.
ну а чего ждать от городских детей, которые только и делают, что лепят из глины, шьют из тряпок и бумаги на всевозможных платных и бесплатных мастерклассах? Только и делаю, что бьют пятками в пол в танцевальных кружках, и соревнуются, соревнуются, соревнуются….Зачем им паузы в театре? их и думать-то не учат. Где, хоть при одной библиотеке кружок литературного творчества для детей? -нет его. Растет поколение чудовищ, зомби- солдат помешанных на рукоделии и бессмысленных плясках ( слово «танец» здесь неуместно). И не надо примешивать сюда «развитие творческих навыков». Все выше перечисленное не творчество, а тупые механические действия. Так что ни развития творчества, ни интеллекта здесь и в помине нет. Это как с ментальной арифметикой. Быстро-быстро считают. А задачку решить не могут. А уж про развитие души- вообще помолчим. Так что какие там паузы….О чем вы?