— исполнилось Кировскому театру юного зрителя на Спасской
Нас много. мы братья и сестры. у нас есть дом. нам 80, но мы шутим. потому что пока мы здесь, а не там. поэтому мы пляшем. поем и пляшем.
Таким текстом начался этот очень странный праздничный спектакль в честь очередного юбилея театра «вечной молодости и высокой культуры» (определение Марины Карпичевой). Некоторых зрителей аутичные виртуальные строчки на маленьком темном экранчике вверху, которые долго сменяли друг друга в полном безмолвии темной сцены, повергли в замешательство и даже раздражили. А по-моему так было придумано весело и мудро одновременно. Потом прожекторы и фонари в руках долго и психоделично чертили темную пустоту… медленно и печально… Потом они, артисты, выскочили-таки на сцену и постепенно вошли в раж, двигаясь в световом круге.
Следуя излюбленному методу режиссера Степана Пектеева («Мюнхгаузен»), каждый теперь спонтанно самовыражался по теме своих ролей, имен и общей истории театра, кружась и играя, в едином вихре эмоций. Без никаких заготовленных ролей и обычной «капустной» зауми — при этом все в зале были волей-неволей втянуты в неистовое кружение и самовыражение. Слов, слова, слова текли неостановимым потоком. А тем временем на экране оставалось только одно большое слово: ВРЕМЯ.
Кажется, это был мессидж для них, великих
То самое время, которое обязан отражать театр, и особенно молодежный. Конечно же, он отражает — все высокие гости поспешили это признать как данность и пожелать на будущее. А гости приехали вот какие: впервые за всю историю собрались вместе, в Кирове, три самых главных-преглавных режиссера театра на Спасской — Алексей Бородин, Александр Клоков, Борис Павлович. А еще: бывший директор ТЮЗа Владимир Урин (ныне гендиректор Большого) и художник РАМТа Станислав Бенедиктов, в бытность Бородина главрежем — сценограф ТЮЗа. Просто потрясающий состав, который и определил зрительский «переаншлаг» в этот вечер. Приглашенные театральные VIPы были очень милы, скромны, демократичны, доступны, слившись в фойе с простым народом. И кстати, когда один из них спросил сидящих в зале, кто видел, кто помнит спектакли Бородина-Бенедиктова, поднялось довольно много людей. В полном смысле воспитанных этим театром-домом и выросших вместе с ним.
Да, так было тогда, в те годы. Так не стало. Нынешний театр на это не претендует — чтобы воспитывать, формировать юные души, заставить думать, столь высокие задачи ему не по силам и, похоже, не интересны. Сейчас театру просто советуют быть живым, отражать свое время. Время — бог. Как сказала опять же Марина Карпичева: легкость, легкость во всем! Пусть спектакль будет странный и непонятный, даже абсурдный, но ведь это черта современности.
И еще проще. Театр есть место, где замотанный жизнью человек попадает из простой реальности в вымышленную, где — как минимум — он может на три часа освободиться от проблем и негатива, от низких истин повседневности. Здесь он способен любить и сопереживать, как максимум. Индустрия развлечений, популярное искусство к последнему даже не стремится. А театр, по идее, может.
Кто есть кто, сегодня
Владимир Урин
– генеральный директор Большого Академического Театра оперы и балета
(с 2013 г.)
Алексей Бородин
– художественный руководитель Российского Академического Молодежного Театра (с 1980 г.)
Станислав Бенедиктов – главный художник РАМТа (с 1985 г.)
Александр Клоков – профессор, преподаватель ВГИКа и Института современного искусства, Москва.
Борис Павлович
– руководитель социально-просветительского отдела БДТ им. Товстоногова
(с 2013 г.), также дебютировал как актер.
прекрасный пост! как Бородин, интересно, отнесся к этим «изгаляньям»….?