Человек-легенда праздновал бы в этом году девяностолетие
Солидная юбилейная дата со дня рождения Петра Саввовича Вершигорова, которая сопровождается большой ретроспективой его картин в выставочном зале, показала: интерес к этой личности после смерти, против обыкновения, ничуть не ослабел, а наоборот как бы усиливается, с каждой посмертной выставкой разгорается с новой силой.
Завидная судьба: прижизненная слава, любовь и уважение потомков, учеников. Человек-легенда. Насколько известно, никто из его коллег пока что не удостоился подобного статуса. Более 50 картин находятся в собрании Кировского художественного музея, а также в Третьяковской галерее и Русском музее.
Немногословный красавец мужчина, фронтовик с глубоким шрамом через всю щеку, душа компании и хлебосол, он честно (то есть без каких-либо усилий с его стороны) вызывал восхищение того и другого пола. Не уча, учил. И, как теперь уже признано, его искусство по прошествии времени все больше похоже на памятник. Общий памятник сильным людям из поколения 50-х, на смену которым естественным образом идут измельчавшие и куда менее цельные характеры наших современников.
Бесполезно разгадывать эту загадку, надо просто принять как данность заверение знавших его людей: матерый человечище. Таково же и его искусство. Недаром чаще других звучало на церемонии слово «мощный». Так что визитной карточкой Петра Вершигорова является все-таки суровый стиль в северном пейзаже, который пришел на смену учебному академизму, а не его позднейший, уже в конце жизни, философский символизм. Могучая северная природа, излучавшая «уверенность и спокойствие», как говорят, выражала его как человека наиболее полно.
А если теперь, со временем — отметила директор художественного музея Ирина Любимова — по-новому осмыслить творчество Вершигорова, суровость в нем органично сочетается с романтизмом. Мрачноватый и темный колорит этих картин особенность чисто живописная, не всем по нраву, однако, например, автора этих строк с каждой новой выставкой она завораживает все больше своим иррационализмом, проявлением величия замысла Творца.
Всем собравшимся на открытие выставки было приятно чувствовать себя, в окружении множества картин Петра Вершигорова, как бы в его знаменитой мастерской на Пролетарской, где в гостях у художника в свое время перебывала вся творческая и нетворческая интеллигенция города.
На сей раз в качестве почетного гостя здесь присутствовала, приехав из Москвы, дочь художника Елена Вершигорова, участвовавшая в подготовке экспозиции, и его правнуки. А вот супруга Эмилия Ивановна, неустанный популяризатор творчества, организатор 27 выставок мужа в разное время и в разных городах страны, отсутствовала. Но каждый выступавший не забывал сказать слово об этой прекрасной и самоотверженной женщине.
Из работ Петра Саввича в Кировском музее хранится 94 единицы хранения, в Русском музее работ нет, еще работы хранятся в музеях страны и в частных колекциях за рубежом
А когда последний раз за рубежом продавали картины с выставки и аукциона? Почему прямо с выставки продавались?