Кировский театр кукол вернулся из Челябинска с международного фестиваля кукольных спектаклей для взрослых «Соломенный жаворонок». Там вятские артисты представляли авангардистский спектакль «Русская борзая», поставленный на кировской сцене питерским режиссером Натальей Пахомовой по линии «Культпроекта». Исполнитель главной роли Владимир Хлопов поделился впечатлениями.
По условиям фестиваля, к участию принимаются только спектакли для взрослых, критерии отбора чрезвычайно высоки, так что само присутствие на «Жаворонке» — уже большая честь для регионального театра. В определении победителей фактически не участвует экспертное жюри, решения выносятся сами участниками фестиваля. Как и в прошлый раз, когда Киров возил «Палату №9», для победы в номинации «Лучший спектакль» не хвалило самой малости — буквально двух голосов. И это при наличии заведомых лидеров, чья победа даже не обсуждалась.
Зато реакция зрителей была для наших артистов приятно ошеломительна: по словам Владимира Хлопова, после заключительных оваций зал не расходился минут 20 (видимо, размышлял об увиденном, пытаясь осмыслить замысловатую картинку), а также по ходу действия три раза кричали «браво». Так что все довольны. Играли в экстремальных условиях, притом, что накануне выезда делали ввод артиста Грязева вместо Стволова, который в итоге отлично справился.
Со стороны критиков прозвучали-таки замечания, что «Борзая» — это драматический, а не кукольный спектакль, с чем Хлопов категорически не согласен: там задействованы 72 куклы. Поэтому главное — все-таки зритель и его реакция. В связи с этим артист неоднократно подчеркнул, что публике пора отходить от стереотипа, будто театр — это пустое увеселение, и настоятельно рекомендовал почаще «включать голову».
Кроме того, как пояснил худрук театра Юрий Евдокимов, особенность данного спектакля в том, что его желательно посмотреть неоднократно, потому как он всякий раз играется эксклюзивно, по-новому. К тому же после премьерных показов «Русская борзая» претерпела существенные изменения в сторону большей доходчивости для зрителя. «Мы знаем, по крайней мере, двух городских театралов, — сказал Хлопов, — которые посмотрели «Борзую» уже 6 раз». А кроме того — артистов очень вдохновляют интересные и глубокие отзывы о спектакле, которые периодически появляются в сети. Так что на отсутствие «умного» зрителя здесь не жалуются.
При всем уважении, ничего я не поняла из спектакля. Я не думаю, что я «не умный зритель», все-таки дипломированный специалист, училась в Санкт-Петербурге, смотрела спектакли знаменитых режиссеров в том же Питере. Я считаю, что настоящий режиссер всегда понятен. И он не будет разделять зрителя на «умного» и «не умного». Я спектакль не поняла, но не пойду смотреть его еще 6 раз, чтобы хоть что-то понять. Кстати, речь актеров порой совсем невнятна, особенно у шляпника или когда они бегают за декорациями, хотя места у нас были посередине.