— По-моему, было бы то же самое, — философски ответил Боб Тидбол.
— Дело не в дороге, которую мы выбираем;
то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.
Я родился спустя полтора года после распада СССР и не застал советскую эпоху, оставившую после себя огромное количество культурных и архитектурных символов и образов, на которые я могу взглянуть лишь с точки зрения родившегося в «свободной, демократической» России. Мне очень хотелось бы лично прочувствовать дух того времени хотя бы для того, чтобы понять, что происходит сейчас и почему всё именно так.
В честь юбилея одного из «отцов-основателей» русской рок-музыки, как описывает его википедия, — великого БГ, я решил получше ознакомиться с его творчеством. Первое, что действительно удивило меня из увиденного и услышанного, это запись передачи времён 80-х годов «Музыкальный ринг», на которой в качестве гостей была группа «Аквариум», до этого запрещённая к показу на ТВ, но уже ставшей чрезвычайно популярной как среди молодёжи, так и среди взрослого населения. Итак, шёл 1986 год…
— Что на вас давит? Это чувствуется во всей вашей музыке!
— Чувство собственного несовершенства.
— Скажите, пожалуйста, так для вас не безразличен уровень эмоциональной, интеллектуальной, нравственной подготовки вашего зрителя и слушателя?
— Нет, он нам не безразличен.
— Можете ли вы в двух-пяти словах обрисовать оптимальный образ вашего зрителя? Что он должен знать, читать, какую музыку, кроме вашей, слушать, какую должен знать поэзию, и с тем, чтобы ваше творчество находило у него какой-то душевный отклик, встречало бы его понимание и имело бы успех?
— В принципе, мы не можем сказать, что мы предъявляем к нашему слушателю какие-то претензии вроде того, что он должен — он ничего не должен. Он должен быть человеком и желательно уметь думать.
Поражает практически всё: внешность (одежда) и лица людей, задающих интеллектуальные и сложные вопросы, их реакция на философские ответы Гребенщикова, грамотная речь без слов-паразитов, сложные синтаксические конструкции, обсуждение всего этого действия во время перерывов, опрос на тему восприятия музыки и текстов «Аквариума», сделанный в течение передачи студентами социологического факультета… Эта передача — интеллектуальное наслаждение, в том числе благодаря музыке «Аквариума» и приятному голосу БГ. Также советую ознакомиться с прекрасной авторской программой на «Радио России» и на радиостанции «Культура», ведущий которой всё тот же не стареющий, но мудрый Гребещиков, — «Аэростат». Радиопередача интересна прежде всего музыкой, которую вы вряд ли слышали до этого, историей многих культурных процессов в истории человечества в интерпретации БГ, также общей философской концепцией добра и мира.
В этом году 1 марта была ещё одна дата, которую нельзя было забыть, она не такая добрая и хорошая как юбилей подполковника КГБ или поэта, — день убийства Влада Листьева. К сожалению, я не смотрел его программы в 90-ые года, но знаю, что он был первым директором ОРТ, канала, который сейчас является оружием пропаганды современной власти, и отличным, профессиональным журналистом. Пересматривая передачи тех лет (например, «600 секунд», «Куклы», «Тема»), я осознаю, что нынешнее российское ТВ — мерзкое и второсортное, а что самое ужасное — неинтересное для интеллектуально развитого человека. Нужно понимать, что тогда было другое время, иная политическая обстановка, общество было немного другим. Недавно посмотрел запись передачи «Тема», которую вёл Влад Листьев. Гостями были Михаил Ходорковский — председатель Совета директоров банка МЕНАТЕП, ныне отбывающий срок в колонии общего режима в Карелии, и Александр Хандруев — заместитель председателя Центрального банка России, ныне научный руководитель факультета финансов и банковского дела и заведующий кафедры в Академии народного хозяйства. Итак, до активной деятельности МММ в качестве пирамиды остался год, а пока — либерализация цен, темпы инфляции 2500% — шёл 1993 год…
— Не рискованное ли дело затевать открытие банка или заниматься банковским делом в стране, где такие темы инфляции?
— Для банка в достаточной мере безразличны темпы инфляции — это только усложняет работу, но мы же работаем не со своими деньгами, мы работаем с деньгами клиентов и даём эти деньги другим клиентам, — философски отвечает Михаил Ходорковский.
— Какой самый дорогой подарок вы дарили женщине?
— Юбилейная монета Центрального банка России, — с гордостью описывая художественную ценность такого подарка, отвечает Александр Хандруев.
— Я думаю, что я сам самый дорогой подарок, — стеснительно и мечтательно отвечает Ходорковский.
Аплодисменты и смех в зале.
Опрос людей на улицах:
— Где вы храните свои деньги?
— В банке. Трёхлитровой.
Что ж, деградация российской журналистики налицо, не говоря уж про региональный уровень, но это уже тема отдельного поста. К счастью, не всё так плохо и ужасно, но тенденции в общем и целом не радуют. Кстати, я регулярно смотрю программу «Что? Где? Когда?» Я не буду вспоминать про то, что когда-то за хорошие вопросы дарили книги, а сейчас деньги, меня огорчило другое — последняя игра в субботу 30 ноября. На неё пригласили ведущих «Первого канала», которые показали себя яркими, умными личностями, но очень шумными и чрезмерно агрессивными, из-за чего игра превратилась в отталкивающий фарс и шоу. Конечно, «знатоки» победили телезрителей, так как вопросы были крайне простые.
Впервые Аквариум появился на ТВ в 1981 году, прошу прощения за неточность.
«В том же 1981 году «Аквариум» невероятным образом оказался в программе Центрального телевидения «Веселые ребята». Для этой программы Андреем Кнышевым было отснято куча материала, чудом дожившего до сего дня, в том числе клипы на «Сонет» и «Чай», а по некоторым сведениям и на «Двух трактористов». «Чай» под каким-то девизом был даже показан по телевизору.»
Прекрасно. Молодое поколение адекватно воспринимает Киселёва. Я воспрял духом.
Спасибо, Станислав!
Да уж.. про последнюю игру ЧГК верно. Наипротивнейшая игра из всех. Такого пох..истического отношения к традициям еще не бывало в этой игре. Зейнара (или как там её..) со своей сестрой шедевральные дуры.
Только хор МВД и порадовал.