Гипотеза о связи древних приокских вятичей с Вяткой и вятчанами была почти очевидной в прошлом, да и как иначе объяснить поразительное сходство имен? Но впоследствии, в виду отсутствия ясных археологических подтверждений, её отбросили. Возобладала другая версия заселения Вятки — Новгородская, по Повести о стране Вятской. Созвучность Вятичи-Вятчане посчитали случайностью. Но и с новгородской гипотезой не все просто. Археология дает достаточно много предметов аналогичным найденным при раскопках в Новгороде, но они общерусские, в ранних слоях городищ (12-13 в.) их мало, да, и жилища той поры на северные избы не похожи.
Поэтому многие историки пришли к выводу о смешанном характере заселения Вятки славяно-русами: в 12-13 веках — беженцами из Владимирской руси, а в 14-15 веках сюда прибыли люди из Новгородской земли, в том числе, ушкуйники. При этом расселялись они на уже частью обжитых финноуграми городищах, отчасти смешиваясь с местным населением, отчасти враждуя с ним. Есть также обоснованная версия, что первые славяне на Вятку пришли в период монгольского нашествия с территории соседней Волжской Булгарии.
В таком раскладе выпадает из внимания вся история Вятки ранее конца 12в., времени, когда появляются первые славянские артефакты. Логика проста: если не было славян, то и не было русских, а жили на Вятке и вокруг нее только финноугры, — предки марийцев, пермян и удмуртов. Однако археологические культуры Вятской земли 4-12 веков нельзя безоговорочно причислить к протомарийским и протоудмуртским. В них заметно влияние многих иных культур, от готов и гуннов до именьковцев и скандинавов. Всё это имеет самобытный синтетический тип, который можно считать собственным Вятским этнокультурным типом, во многом отличным от соседних синхронных культур Волги, Камы и Вычегды.
Начало древневятской общности надо искать в синтизе местной прапермской (постананьинской, азелинской) и пришлой Именьковской культуры, относимой ныне отчасти к раннеславянской и являющейся продолжением Черняховской культуры Причерноморских остготов.
Страну именьковцев на средней Волге вокруг устья Камы арабы называли Буртас. Учитывая явное присутствие здесь славян, первоначальное имя народа могло быть иное — Вартасы, — от древнеславянского слова ‘варта’, излучина или поворот реки. Дело в том, что первые поселения 3-4в. пришедших на Волгу остготов и праславян располагались в Самарской луке (крупный речной полуостров в районе Жигулевских гор). Вдоль правого берега нижней Камы проходил основной путь из Азии в Европу. Поэтому Прикамье в эпоху Великого переселения народов оказалось в сфере влияния различных степных народов, в частности, гуннов и затем угров. Но постепенно и сюда проникали именьковцы; они принесли в Прикамье развитую сельскохозяйственную культуру, в том числе, разведение крупного рогатого скота. На Вятке они жили среди местных прапермян-азелинцев (процесс смешения начался еще в 5-6в.). Так появилась народность Вису-биармы (Еманаевско-Кочергинская, Чепецкая и другие близкие к ним культуры). Вероятно, эти люди говорили на смеси прапермского и древнеславянского языков, имели свою письменность, сохранявшуюся в глухих местах до 14в. Именно на этот язык перевел для пермян епископ Стефан богослужебные тексты. На самой Вятке в виду притока нового населения к этому времени уже шел процесс перехода на общерусский язык, хотя отголоски древнего говора сохранялись долго.
В 8в. под давлением булгар и других степняков именьковцы оставили прежнюю территорию и рассеялись. Часть перебралась на соседнюю Вятку, другие — на левобережье Днепра (северяне) и Оку (вятичи), а также на Дон (хазарские буртасы-бродники). Имя Булгар поначалу относилось только к городу на Волге. На территории именьковцев возникло новое государство — Волжская Булгария. Некоторая часть именьковцев-буртасов осталась на зап. берегу Волги, войдя в этнос булгар. В это же время в Ладоге и междуречье Клязьмы и Волги (округа Сарского городища) появляются русы балтийского происхождения (скандинавы?), которые перехватили ‘Меховой путь’ с Балтики в Прикамье, пробитый еще готами в 4в. Вису не допустили их в свою страну (чисто скандинавских находок в Прикамье мало), возможно, враждовали, но и сотрудничали. Дело в том, что Прикамье в 1 тыс. н. э. славилось отличным по тем временам стрелковым оружием (луки и арбалеты). Об этом свидетельствуют, в частности, находки втульчатых наконечников стрел, считающихся более древними и сложными, чем черешковые. Их обычно применяли для бронебойных стрел. В конце 9в. Волжскими русами было предпринято вторжение на верхнюю Оку, где ими были основаны поселения будущей Вятической земли, ставшей на много лет головной болью для Киевского княжества. Активность викингов и русов в 9-10в. До объединения русов вокруг Киева было несколько враждующих между собой княжеств: Ладожские, Волжские (Сарское городище, Ростов), Гнездовские (Смоленск) и Киевские. В настоящее время идут жаркие споры о том, кем по происхождению были эти русы — скандинавами или западными славянами (Волин, Рюген и др.). На мой взгляд, — и те и другие и третьи. Последние — это Вятские русы.
Из статьи Зорин и Шпилев ‘Перед Русью’: «Из 19 найденных (на Новотроицком городище, Сумская обл., Украина) экземпляров 10 относятся к типам, распространённым на севере Руси, в основном среди финно-угорских племён (Прикамье и Среднее Поволжье, Сарское городище, Вятка)… Таким образом, с большой долей уверенности можно утверждать, что Новотроицкое городище было уничтожено не кочевниками, а отрядом русов, часть которого, предположительно, составляли лучники из числа союзных или подчинённых русам финно-угорских племён. Взятое в плен население стало рабами, а непригодные к этому по возрасту или физическим данным жители — перебиты на месте. .. В целом, судьба городища представляет яркую иллюстрацию к свидетельству Ибн Русте о том, что ‘когда они [русь] нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его всего. Женщинами побеждённых сами пользуются, а мужчин обращают в рабство’… В связи с событиями рубежа IX — X вв. особый интерес представляют материалы разгромленного в то время городища Супруты (Щекинского р-на Тульской обл.) в землях вятичей на Упе (на переходе из Дона в Оку)…
Совокупность материалов Супрутского городища отражает процесс ‘установления викингами контроля над важнейшими речными путями Восточной Европы’. По мнению исследовательницы, городище являлось ключевым пунктом инфраструктуры этого участка пути’ и было занято некоей варяжской дружиной, превратившей его в ‘административный центр и в пункт сбора дани’. В таком случае не исключено, что поход в страну вятичей в 965г. был вызван ещё и необходимостью покончить с опасным для Рюриковичей соперником скандинавского происхождения, опиравшегося на полиэтничную по своему составу дружину (население Супрут, судя по всему, имело смешанный славяно-балто-финский состав, в быту и культуре которого прослеживалось значительное хазарское влияние)».
Т. И. Алексеева: «Судя по археологическим данным, вятичи не имеют того комплекса признаков, который характерен для потомков пражско-корчакской и пеньковской (раннеславянских) культур. Для них характерна долихокрания (продолговатый череп) в сочетании с узким лицом и средневыступающим носом. Нет в облике вятичей и сходства с польскими (ляшскими) славянами, которые отличаются более крупными размерами черепа. Мы не можем также на основе антропологических данных оценить и контакты с донскими славянами, о физическом облике которых мы не имеем представления из-за отсутствия антропологических материалов. Зато вполне отчетливо обнаруживается в облике вятичей присутствие черт, типичных для финно-угорского населения Восточно-Европейской равнины… Зато топонимика дает некоторые указания на западные связи вятичей . Трубачев в очерке «В поисках единства» говорит о высокой плотности топонимических соответствий между территорией вятичей и Северо-Востоком Польши (Мазовией)… Само имя их древнего предводителя — Вячеслава (Ventseslav), — типично западно-славянское’. Конец цитат.
Итак, «вятичи в антропологическом отношении могут рассматриваться как ославяненное узколицее восточно-финское население», то есть, смешение вятских прапермян с какими-то западными славянами.
А. В. Арциховский: «…Это позволяет сделать заключения о колорите вятических одежд. Красный и белый цвета должны были чередоваться в тканях и вышивках. Остатки окрашенных тканей, встреченные в погребениях, или белы или красны».
Костюм северных вятских (Слободских) удмуртов племени «Ватка» — как раз эти два цвета. Реконструкции внешнего облика вятичей весьма отличаются. В частности, встречается безупречный европеоидный облик и явно финноугорский. Обратим внимание на схожесть головного убора. Характерные вятичские височные украшения не в счет — они появились поздно, в 11-12в.
На схожесть топонимов финноугорского происхождения на Оке и Вятке обращали внимание еще дореволюционные исследователи.
ВЯТИЧИ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ. Исследование Павла Ивановича Якобия (1842-1913). Автор этой интересной работы на основании сравнения топонимов и этнографического материала делает вывод о финно-угорском (вотском) происхождении населения Поочья, соотнося его с территорией расселения древних вятичей. Вот некоторые отрывки:
‘Мы знаем, что группа центральных уездов Орловской губ. (с продолжением в Брянском) с прилежащими уездами Калужской и Тульской, составляли область Вятичей . Из летописи мы знаем, что она в начале нашей истории стояла совершенно особняком, имела резко очерченную этническую и историческую индивидуальность… Между тем как славяне, киевские и новгородские, приняли христианство по приказу князя, Вятичи упорно отстаивали свою религию в течении трех столетий. Св. Владимир ‘всея земли нашей крестил… и Вятичи «; а в 12 веке им проповедовал христианство св. Кукша, и был убит ими. Летописец, говоря о языческих обычаях и верованиях Вятичей, прибавляет ‘еже творят Вятичи и ныне», а высокое духовное лицо, близко знавшее Калужскую епархию в середине 19 века, и скрывшее свое имя под буквами I. Л., замечает, что ‘ и нынешние Калужане могли бы показаться отставшими от других в христианских понятий», чему он и приводить красноречивые доказательства. Точно также и в национальном отношении Вятичи резко выделяются из комплекса русских племен; ниже мы будем говорить об упорстве, с которым они отстаивали свою политическую независимость…
Что Вятичи были славяне, в этом согласны все авторы без исключения. Есть один, — это Вештомов, который «помещает родину Вотяков в нынешней Орловской губ., в стране Вятичей». Основанием служить созвучие между именем племени Вятичи с названием реки Вятки и живущих на ней людей — Вятичей. В пользу этой гипотезы можно было бы привести то обстоятельство, что рядом с мифическим прародителем Вятичей Вятко, о котором говорит первоначальная летопись, можно поставить название одного из племен, на которые распадаются Вотяки, — Ватко). Посмотрим географические имена, и начнем с имен рек и урочищ, притом таких, которые не объясняются непосредственно из русского языка. Прежде всего нас поражает большое число рек с окончанием ва и ма; как известно, это окончания финские, отличающие реки финских стран… Выбирал исключительно имена, не имеющие смысла или корня в русском или славянском языке, несомненно чуждые им, и находил идентичные с ними имена в финском севере и востоке Poccии, преимущественно в Вятской губ., и вообще в Вотяцко-Пермяцком крае. (Е. Х. — Далее приводится несколько сотен парных топонимов.)
Нет сомнения, что в говоре современных потомков Вятичей, именно в крестьянском населении западных и центральных уездов Opловской губ., и , вероятно, Калужской и части Тульской, сохранились особенности, поражающая своею своеобразностью, и живо напомнившие автору этой работы восточную часть Казанской и Вятскую губернии, в которых он провел детство, как ему их напомнили наружность и общий облик населения, женские костюмы Карачевского, Болховского и Трубчевского уездов, и многое другое… Но, как и у вотяков, пермяков, вогулов, остяков, мы и здесь встречаем — особенно бросилось мне это в глаза в Карачевском уезде — и черноволосых и черноглазых, часто с тюркским общим обликом. Рассматриваемое население Орловской губернии ‘представляет нечто среднее между вотяками и пермяками, с одной стороны, мордвой и черемисами с другой’…
Сопоставление географических имен Вятичской земли с географическими именами Вотяцко-Пермяцкого края едва ли оставляет место сомнению в ближайшем родстве Вятичей и Вотяков, потомков Вятко и племени Ватка, жителей страны, орошаемой реками имени Ветка или Вятка и его производными Вет-ма, Вети-виж и т. д., и жителями бассейна реки Вятки. Эта племенная родственность, чтобы не сказать идентичность». Конец цитат.
Итак, наблюдается соединение западно-славянского и финноугорского компонентов населения Вятичской земли 9-12в. на Оке, последний преобладал. Связи данной этнической группы с предшествующим населением нет. Поэтому можно полагать, что в 9 в. на Оку из Вятского Прикамья был поток воинственных переселенцев, ставших живым щитом на пути экспансии Киева на северо-восток. На Оке они испытали славяно-русское влияние, вошли в контакт с близкими им потомками именьковцев, поэтому воспринимались соседями как особое племя славян-вятичей. Этому способствовало и то, что, судя по всему, славяно-русы составляли здесь правящее военно-дружинное сословие. С появлением своего князя (Ходота), вятичи обособились, но продолжали поддерживать отношения с близкими им хазарскими буртасами. Империя Хазар в 9в. была в расцвете своего могущества, контролировала значительную часть торговых путей с севера на юг в низовьях Волги и Дона. Это заставляло Волжских русов до поры идти на сотрудничество с хазарами.
Многолетнее противоборство Киевских князей с вятичами закончилось разгромом и разделом их земли в сер. 12в. Учитывая древние связи регионов, неудивительно обратное переселение на Вятку части вятичей. Среди них заметное число могли составлять потомки зап. славян. Эта версия может объяснить появление на Вятке редкого для Вост. Европы устройства древнейших укреплений Слободского города, но об этом позже.
Характерный крест вятичей — аналогичен кресту с шарами на Вятском гербе. Еще лет 150 назад всех Вятских обитателей называли вятичами (иногда даже вотяками); да, и к русским они себя в ту пору не причисляли. Имя «вятчане» более книжное, было введено историками для различия населения Вятки от упоминаемого в летописях древнего населения Оки. В прошлом слово «вятчане» употреблялось лишь для обозначения «лучшего» (зажиточного, знатного) населения средне-вятских городов 14-18в. (от Слободского до Кукар).
Прочла всё. Честное слово. Интересно. Спасибо. Успехов в вашем очень важном деле.
Спасибо. Мною начикано довольно много. Здесь стараюсь размещать только проверенное, в чем более-менее уверен. В каждой статье пытаюсь развенчать устоявшиеся заблуждения и предложить что-то своё.
Автор изобретает велосипед и копает там, где уже раскопано. Первым выказал гипотезу о родстве древнерусского племени вятичей с вятчанами был польский хронист XVI в. Матвей Стрыйковский. Позднее она была пооддержана крупными учёными-лингвистами М.А.Колосовым и Е.Ф.Будде. Однако диалектные данные, в частности то. что вятичи — предки современных русских , живущих в бассейне Оки — акали. Это южноруский говор, а путаница возникла из-за смешения этнонимов вятичи и вятчане, о чём был спор ещё в начале XX в. между Д.К.Зелениным и А.С.Верещагиным (см.»Вятские губернские ведомости»)
Вы, видимо, невнимательно прочли мою статью. Имеются современные археологические подтверждения сходства окских вятичей с вятскими аборигенами. Кроме того, найдены артефакты присутствия вятчан в отрядах русов воевавших в бассейне Оки в 9в. Это установленные факты. Ну, а местные говоры в такой зоне как центральная Россия наверняка сильно менялись за последние сотни лет.
Очень рекомендую всем, кто интересуется историей почитать книгу Михаила Голденкова «Русь — другая история» (Минск. 2011 год). Поучительная вещь. Не пожалеете о потраченном времени.
Уважаемый Евгений! Всё . что Вы пишете, несомненно, представляет какой-то интерес. Пусть историки дискутируют с Вами по другим вопросам, но то, что современные вятчаене не имеют ничего общего с древнеруусакими вятичами. можно ч считать общедоказанным. Говолр наш — севепрнорусский. а древнерусские вятичи — предки современным х рязанцев и пр — южноруссы. т.е. они АКАЛИ!!!» И никакие артефакты не могут оспорить этоголингвистического факти.Труды П.Н.Луппова, Д.К.Зеленина., академика с А.И.Соболевского — все они говоряит о северо-западном зселенииСрелней Вятки русскими!
Разумеется, за десяток веков население Вятки и других регионов заметно изменилось. Но археологами наблюдается непрерывность и преемственность культур в бассейне Вятки за последние, по крайней мере, 25 веков. То есть, хотя сюда время от времени прибывало новое население, но сохранялась и значительная часть прежнего. В этом уникальность нашего региона. Так далеко не везде. Лингвистика важное подспорье, но не она скажет окончательное слово, которое за современными генетическими исследованиями. К сожалению, у нас с этим пока неважно. Что касается древних окских вятичей, то по археологии они были «ославяненные финноугры». Так что их имя — не случайное совпадение.
тут скорее не так после разгрома вятичей дружинами владимира мономаха ничто не мешало им свалить из зоны досягаемости киевских князей и сохранить веру да и ничто и не держало их больше так как священные рощи были вырублены киевлянами . распахать участок и срубить дом можно где угодно . а куда в таком разе можно было бежать? река вятка идеальное место .поскольку вятичи были уже сильно обескровлены борьбой с киевом . да и часть несомненно осталась на прежнем месте-то они не могли скорее всего взять ее силой -так что был один вариант -мирное жизнь с местным населением . при симбиозе преемственность культур сохраняется . только обогащается новыми элементами -что мы и видим на реке вятка.после туда приходят новгородцы -уже христиане и вот у них сразу должен был случится конфликт с нехристями -что так же подтверждено и летописями и раскопками . с ними проникает и оканье -так что никаких противоречий я не вижу . то что племя вятичей изначально славянское -установленный факт что оно продвигалось со стороны галиции ровно как и радимичи -подтверждается археологией. то что часть его ушла на вятку предположение но весьма правдоподобное . и оканье современных вятчан тому не помеха.