Чуть не каждый день принимаются новые законы. Разные законы, но всех их объединяет одна тенденция: они увеличивают штрафы, акцизы, сроки; вводят новые запрещения и ограничения. Это касается разных сторон жизни. Тут и политические права, и деятельность общественных и некоммерческих организаций, и езда в пьяном виде, и курение, и продажа алкоголя, и усыновление, и прописка, и педофилия, и сквернословие. Законотворчество сопровождается умножением контролирующих органов и ужесточением правоприменительной практики, если, конечно, к ней можно применить определение «право».
С чем-то мы активно не согласны, что-то нельзя не поддержать. Но метод во всех направлениях один: запретить и жестко наказать.
Понятно, что всех не посадишь и даже не оштрафуешь: штрафователей не хватит. Но уже созданы условия, по которым наказать можно любого, учитывая, тем более, полную управляемость судов. Может, накажут, а может, и не накажут, но зависит это не от нашей законопослушности, а от желания власть имущих, от политической или экономической целесообразности – с их точки зрения.
Мы уже все опутаны сетью этих законов, и любого в любой момент могут подсечь и вытащить. История развивается-развивается, но – увы! – многое повторяется, как будто и тысячелетия не прошли. Это я к тому, что наткнулся, читая отца истории Геродота, вот на такую новеллу:
«На пути в Сусы прибыли они к Гидарну (родом персу), который был начальником персидского войска на асийском побережье. Гидарн дружески принял спартанцев и за угощением спросил их:
— Лакедемоняне! Почему вы избегаете царской дружбы? Вы можете видеть на моем примере, какое я занимаю положение – как царь умеет воздавать честь доблестным мужам. Так и вы, если предадитесь царю (царь ведь считает вас доблестными мужами), то он поставит каждого из вас, спартанцев, властителем области в Элладе.
На эти слова они отвечали так:
— Гидарн! Твой совет, кажется, не со всех сторон одинаково хорошо обдуман. Ведь ты даешь его нам, имея опыт лишь в одном; в другом же у тебя его нет. Тебе прекрасно известно, что значит быть рабом, а о том, что такое свобода – сладка ли она или горька, ты ничего не знаешь. Если бы тебе пришлось отведать свободы, то, пожалуй, ты дал бы нам совет сражаться за нее не только копьем, но и секирой.»
И подумал я, что мы-то ведь отведали свободы, уж какой-никакой, пусть даже и не очень сладкой. Но почему мы не хотим не только сражаться за нее копьем и секирой, но даже задницу от дивана оторвать лень?..
Загадка человеческой истории!
Выходит что всё что в стране разворовали и поделили — уже узаконили; осталось только дань собирать, да непослушных усмирять.
Зарплаты не быстро, но растут. Регулярно идут обещания их поднять. Вот народ и готов смириться со всякими запретами и ограничениями — лишь бы кубышка была побольше, а в остальном трава не расти.
Грустно от всего этого. Но страна катится не туда.
Так вот именно про это и говорили спартанцы: они не готовы были ради «кубышки» пожертвовать свободой. А писал об этом Геродот 2500 лет назад!