/14/ “Прошлое вятской земской медицины и современные реалии

  1. А.В. Галицкий (1863 — 1921) работал в Суне в 1899 — 1903 гг. Больница строилась при его участии, но на деньги губернии и Нолинского уезда. Всего было израсходовано 30 тыс. руб. Оклад врача Галицкого составлял не более 150 руб. За ходом строительства больничного здания следил инженер Курц. Источники: Журналы Нолинской уездной Управы за 1899 — 1903 годы.

  2. Больница в селе Суне Нолинского уезда была построена не по проекту Галицкого, а по проекту Максимовича Якова Платоновича, вятского губернского архитектора, уроженца города Глазов Вятской губернии.

  3. «Суна сегодня районный центр, а в этом здании больница». В том — то дело, Александр Львович, что из этого здания больница переехала ещё в 1988 году в новое двухэтажное крыло. А вот старое здание, которое по выражению Евгения Дмитриевича Петряева, стало памятником врачу и великому шахматисту Александру Галицкому, в настоящее время находится в плачевном состоянии.

  4. Вениамин, вызывает искреннее уважение Ваше щепетильное отношение к фактическому материалу. На мой скромный взгляд, это качество может быть присуще только настоящему историку и краеведу.
    Вопрос к Александру.
    Не хотелось бы покушаться на Ваш хлеб, поэтому расскажите, пожалуйста, читателям о финансировании земской медицины, каким образом обеспечивалась упомянутая Вами «благодать»?
    Может быть перенесем опыт «золотого» времени на наши дни?

  5. Благодать заключил в кавычки, т.к. на самом деле всё было далеко не так радужно, как сообщает А.Рашковский: «земство содержало свои больницы и хорошо обеспечивало их всем необходимым».
    На удивление, в русской классической литературе не меньше обратных примеров.
    Обратимся к А.П.Чехову.
    «Провинциальная больница. Грязь и мерзость запустения. Душевнобольных избивают. Врач настолько опустился, что целиком отдал больницу на откуп фельдшеру. Дни идут за днями однообразно и беспросветно. В шестой палате врач невзначай заводит разговор с пациентом, страдавшим манией преследования. Долгие споры с ним. И вот его самого наглухо запирают в той же палате. Избитый сторожем, он умирает от кровоизлияния в мозг …»
    («Палата №6»)
    А вот как рассказывает о своей работе в пьесе «Дядя Ваня » земский врач Астров:
    «Заработался, нянька. От утра до ночи все на ногах, покою не знаю… За все время, пока мы с тобою знакомы, у меня ни одного дня не было свободного …Сыпной тиф.…В избах народ вповалку… Грязь, вонь, дым, телята на полу, с больными вместе… Возился я целый день, не присел, маковой росинки во рту не было, а приехал домой, не дают отдохнуть — привезли с железной дороги стрелочника; положил я его на стол, чтобы ему операцию делать, а он возьми и умри у меня под хлороформом. И когда вот не нужно, чувства проснулись во мне, и защемило мою совесть, точно это я умышленно убил его… Сел я, закрыл глаза — вот этак, и думаю: те, которые будут жить через сто-двести лет, после нас и для которых мы теперь пробиваем дорогу, помянут ли нас добрым словом?
    В 1888 году писатель публикует рассказ «Неприятность».
    Земскому врачу Овчинникову приходится работать в земской больнице вместе с фельдшером, неприятным человеком с угрюмо-тупым лицом, обычно пьяным или с похмелья. Как-то во время операции фельдшер, будучи в пьяном виде, подал доктору не те инструменты. На замечание он ответил дерзостью, а разгневанный врач, не отдавая себе отчёта в своих действиях, ударил фельдшера. Последнему следовало бы уйти, поскольку служить вместе они уже не могли. Мировой судья, разговаривая об этом инциденте с доктором, спрашивает: «Послушайте, отчего вы его не прогоните?». «Да разве я могу его прогнать?- возмущается земский врач.- Что я могу сделать, если земство ставит нас, врачей, ни в грош. Я работаю с утра до ночи, отдыха не знаю. Я потерял на работе здоровье. И каждый считает себя вправе совать свой нос не в своё дело, учить, контролировать!». «Н-да-с, почтеннейший …- бормочет мировой в раздумье,- прогоните, а на его место сядет другой такой же, да ещё, пожалуй, хуже. Вы …можете найти честнейшего врача, превосходнейшего педагога. Честнейшего пахаря или кузнеца, но средние люди, то есть люди, ушедшие от народа и не дошедшие до интеллигенции, составляют элемент ненадежный. Весьма трудно, поэтому найти честного и трезвого фельдшера, писаря, приказчика и прочее «

  6. Ответ Андрею N. Учрежденные царским указом с 1 января 1864 г. земства прежде всего занялись медициной, расходуя на её нужды в среднем 28% бюджета (данные 1903 г.). Благодаря земствам возник институт участковых земских врачей. Щедрые вложения в медицину принесли ошеломительный результат: население России с 1864 по 1913 год выросло со 130 до 170 млн. человек, т.е. прирост населения составил по 800 тысяч человек в год.(источник: «Александр Галицкий — шахматный Гейне».Том 1. 2010. С.11 и 12. составители Евгений Фомичёв, Кирилл Урусов).

    1. Вениамин, уточняю вопрос, а бюджет земств как формировался? Что за «щедрые вложения» в земскую медицину? Откуда эти вложения?
      И если эти вложения были такими щедрыми, почему практиковались платные услуги?
      И ещё, только ли «щедрые вложения» в медицину явились причиной прироста населения? 🙂 Может быть, на это повлияла совокупность факторов, а не только развитие земской медицины?
      К примеру, в Европе в наше время не менее «щедрые вложения» в медицину, а коренное население европейских стран вымирает. 🙂

  7. Андрей N, налоги — то земства взимали в полной мере и с купцов, для которых прибыль была превыше всего, а честность — превыше прибыли; и с общественных, а также частных мельниц; кожевенных заведений; земельных, лесных и др. угодий. А нередко через стенку от волостного старшины и писаря находилось питейное заведение, арендатор которого исправно платил налог в казну. Между прочим, больницу земскую в Суне строили всем миром: кирпичники поставляли свой кирпич тысячами штук из своей же Сунской волости; арендаторы лесов делились хлыстами сосен и ёлок; кузнецы ковали скобяные изделия в собственных кузницах; пилищики вручную готовили кровлю и полЫ. То есть мастеровой люд жил на самообеспечении. Вот в этом и состояли щедрые вложения в земскую медицину: люди понимали, что они и их дети на своей земле — не временщики, а постоянные хозяева.

    1. Не хочу идеализировать дореволюционное купечество, потому как немало его представителей плуты ещё те были: и обмеривали, и обсчитывали, и обвешивали за милую душу, и примеров тому множество, в этой же русской классической литературе.
      Напомню, известная купеческая поговорка «не обманешь – не продашь» родилась не в советскую эпоху.
      Тем не менее, не могу отрицать, что существовал и определенный «кодекс купеческой чести». Только где эти благородные дореволюционные купцы, промышленники, меценаты?
      Кто на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, кто в безымянной братской могиле в Сибири.
      Этика русского дореволюционного предпринимательства формировалась на протяжении столетий, и за 20 лет из бывших советских «санек» и «галек» Третьякова или Булычева не вырастишь.

  8. Отвечаю на свой же вопрос.
    Земский бюджет формировался, прежде всего, за счет земских повинностей и сборов.
    1. Земские повинности взимались независимо от уровня зажиточности плательщика и предназначались для финансирования целевых расходов, например, на содержание школ, больниц, пожарной охраны, полиции и др. Земские повинности устанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами.
    2. Другим источником земских бюджетов были земские сборы, которые взимались с земель и другого недвижимого имущества, с промысловых патентов, покупаемых за право заниматься каким-либо промыслом. Земские сборы составляли около 60% доходов земских бюджетов.
    3. Ещё одним крупным источником земских бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия из государственного бюджета.
    4. Ну и, наконец, непостоянным источником для пополнения земских бюджетов были пожертвования.
    А теперь, внимание, к Вам вопрос, 🙂
    как отнесется население Сунского района к введению чего-либо похожего на земскую повинность, чтобы (по совокупности доходных частей бюджета) зарплата врачей в вашей районной (земской) больнице была соразмерна (более-менее) 1905 году, например, 150-200 тысяч рублей, медсестер 80-100 тысяч, а санитарок — 50-60 тысяч?
    🙂

    1. Я ведь не спорю с Есениным, тогда какой смысл говорить, что раньше было всё супер-пупер хорошо с земской медициной, а сейчас с районной всё стало хуже некуда.
      Я лишь хочу подчеркнуть, что и раньше было далеко не всё так замечательно в этой сфере, а ещё, что простым копированием опыт земской медицины не повторить
      Да, нужно из него взять лучшее, но необходимы и свежие идеи, исходя из условий современной жизни.
      Вот ещё что хотел отметить, любят у нас некоторые, особенно монархисты, порассуждать, как, дескать, «упоительны были в дореволюционной России вечера»: фунт отборной говядины 3 копейки, свинины 2 копейки, а какой-нибудь мелкий клерк мог каждый день трескать черную икру.
      А никто не задумывался, что такая дешевизна продуктов питания объяснялась тем, что крестьянский труд (а крестьяне – это большинство населения страны в то время) ни в грош не ставился?

  9. Низкая платежеспособность населения, о которой пишет Александр Рашковский, особенно на селе стала возможной и от того, что народ пренебрегает здоровым образом жизни. Много продаётся спиртного, табачных изделий. Скажем, человек полностью отказался от курения. Экономия в 40 рублей каждый день и вышла годовая экономия в 14 тысяч рублей. Путёвку же в санаторий купить можно!?

  10. Полагаю, все же не вредно было бы отправить Матвеева-Утемову на стажировку на годик-другой к тогдашним организаторам здравоохранения.

Добавить комментарий для Андрей N Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *