6 ноября 2012 года в Герценке была проведена презентация представленного опуса Василия Андреевича Старостина «Книга Вятских родов».
Это название само по себе ошибочно, потому что на нашей планете существует только один человеческий род НОМО SAPIENS. Но даже не это самое главное.
В журнале «Новый мир» (1971, №10), еще в период, когда его главным редактором был А.Т. Твардовский, появилась интереснейшая статья Владимира Павловича Эфроимсона «Родословная альтруизма» (Этика с позиций эволюционной генетики человека).
Квинтэссенция статьи В.П. Эфроимсона состояла в том, что для столь сложной сферы человеческого духа, какой является этика, он убедительно показал, что и она формируется под влиянием не одной только среды (в данном случае социальной), но имеет и свою важнейшую наследственную компоненту.
Вот, что он писал.
«Бесчисленные мыслители приходили к выводу о существовании в человеке какого-то начала, заставлявшего из века в век (нередко вопреки всему, что пытались заложить в него воспитатели) подниматься на борьбу со злом даже при ничтожных шансах на победу, и тем самым признавали в человеке врожденное существование доброго начала.
Но имеются ли хоть какие-либо основания для таких признаний?
Уничтожение десятков миллионов людей на фронтах и в лагерях во время двух мировых войн, массовые расстрелы гражданского населения, бомбежки мирных городов, истребление пленных голодом, холодом, болезнями, безнаказанность военных и гражданских преступников, возникновение новых очагов войны внушили многим мысль, что агрессивность, эгоизм и хищность — природные, неискоренимые свойства человечества в целом.
Обыватели и обслуживающие их писатели, художники, артисты, деятели кино прониклись этим же мировоззрением без особой помощи ученых. Идеологи (отнюдь не бескорыстно) способствуют распространению подобных взглядов, ибо видят в них надежный способ противодействия объединению людей для борьбы за общие интересы.
Но самая худшая ложь — это неполная правда, и недаром английская присяга суду формулируется: клянусь говорить правду, всю правду и ничего кроме правды.
Теория, выводящая все поведение человека из его созданного отбором абсолютного эгоизма, подкупает своей простотой и логичностью.
Действительно, по О. Уайльду, «любовь к самому себе — это единственный роман, длящийся пожизненно».
Но эта теория естественного эгоизма сталкивается с фактами массового героизма и самоотвержения, с существованием героической верности своему долгу, стойкого чувства товарищества в самых тяжелых условиях и с быстрым массовым возрождением общечеловеческих этических принципов почти сразу после снятия тех исключительных форм подавления, которые сделали совершенно невозможными их претворение в жизнь.
Идея справедливости обладает необычайной способностью к регенерации, она подобна фениксу, возрождающемуся из пепла.
Одной из особенностей человека и человечества является любопытство и жажда знании, обрекавшая немалое число особенно одержимых этой жаждой людей на жертвы и лишения. Эту жажду можно счесть противоестественной, тем более что овладение знаниями часто не помогало, а скорее мешало их владельцам выжить и тем более оставить побольше потомства.
Те, кто имел мужество идти дальше уже общепризнанного или смело думал о недозволенном, гибли во все века.
Поражает воображение быстрота, с которой завоевали доверие миллионов, десятков и сотен миллионов людей религии и учения, выступавшие под флагом человечности и справедливости. Поражает воображение длительность власти этих религий и учений.
Очевидно, они находили резонанс в уме и чувствах подавляющего большинства людей всех времен и народов.
И если религии сохраняют поныне свою власть над сотнями миллионов, то это в немалой мере объясняется тем, что церковь эксплуатирует свойственное человеку, но часто поруганное чувство справедливости.
Ведь и социальные процессы и тенденции, направленные на поиски справедливости, при всей своей специфичности не только не противоречат основным биологическим свойствам человека, но и наоборот, соответствуют некоторым сторонам его сложной биологической организации.
Когда ослабевает петля материальной нужды, воспитателем преступности, подчеркнем это снова, может стать зрелище безнаказанного хищничества, паразитизма и торжествующего зла.
Воспитываемые примером зла и несправедливости гангстеры, подводимые и не подводимые под уголовные кодексы, не скоро переведутся.
Но свидетели зла могут становиться и его приверженцами и противниками.
И нелегко будет еще найти то внешнее событие, воспитательное воздействие которого окажется по своей направленности решающим и пока еще «нейтрального» ребенка или юнца повернет к правдоискательству, злу или безразличию.
Но подлинный поступательный ход истории, ее истинный прогресс создается отнюдь не тираническими фигурами, не злодеями, шагающими по трупам, а тружениками, которые работают, кормят и чаще черепашьими шагами, а иногда и скачками творят необратимое — добавляют в сокровищницу человечества все новые и новые крупицы знаний, умений, мыслей, идей.
Именно эти миллионы тружеников, продолжателей человеческого рода, хранителей и передатчиков наследственных задатков гуманности определяют прогресс человечества.
Это поможет осознать, что туманные, неясные душевные побуждения, что та совесть, от которой ради житейского успеха в эксплуататорском обществе нужно, отречься как можно скорее, на самом деле является непреложным фактом нашего существования, саморегенерирующим свойством, несущим в себе и награду, и расплату за поступки человека.
Человеку ценой миллиардов жертв, жестоким естественным отбором досталась способность мыслить, различать добро и зло.
Он должен всегда и во всем быть судьей своим собственным делам, сознавать, что за свои поступки всегда отвечает он сам».
В 2007 году вышла книга — Е.В. Балановская, О.П. Балановский «Русский генофонд на Русской равнине». Еще ранее, в 2000 году в Екатеринбурге вышла «Уральская родословная книга. Крестьянские фамилии». Они есть в Герценке.
Особенность этих книг — собирание воедино не только сведений о разных землях, но и данных разных наук: генетики, антропологии и лингвистики. Каждый из разделов этих наук даёт независимые свидетельские показания об изменчивости русского генофонда. Причём каждая наука, каждый очевидец представляет целый ворох свидетельств — изменчивость множества признаков.
Едва ли не важнейший свидетель — физическая антропология. Именно работа антропологов [Происхождение…, 1965] была первым исследованием русского генофонда, проведённым под руководством Татьяны Ивановны Алексеевой и Виктора Валерьяновича Бунака.
Кстати, мало кому известно, что В.В. Бунак, во время Великой Отечественной войны, был эвакуирован в наш город и работал в Кировском зооветеринарном институте (теперь – Вятская сельскохозяйственная академия). Сведения об этом не так давно удалось обнаружить в архиве академии.
Лишь полвека спустя генетики смогли добавить к этому свои данные.
История сложения народов часто сложнее интриги хорошего приключенческого романа. Чтобы её распутать, нужно множество исторических источников, множество очевидцев, каждый из которых свидетельствует о той или иной стороне событий.
Чисто теоретически, генетика — хороший свидетель. Гены как зонды, пронизывая весь пласт истории, доносят до нас сведения именно о наших предках, именно о тех группах населения, которые смогли передать свои гены из прошлого вплоть до современности, о тех, кто не затерялся на перепутьях истории, а сумел передать эстафету генов вплоть до наших дней.
Генетика всё чаще выступает свидетелем исторических событий, создавая особого рода исторический источник. Однако надёжность её свидетельств зависит от достоверности исходной информации.
Основатель геногеографии Александр Сергеевич Серебровский настаивал на том, что она является наукой исторической, а не биологической!
Неслучайно, что вопросы истории народов всё больше занимают умы генетиков, особенно в стремительно развивающейся молекулярной генетике.
Для чего я это пишу?
Надо понимать, что сегодня для развития страны требуются работы с серьезным анализом.
Что же представляет собой работа, выполненная В.А. Старостиным?
В 1891 году в Вятской губернии проводилась перепись лошадей и землевладений. Точнее, эта перепись, которую иногда называют военно-конская, проводилась в разных губерниях России с 1891 по 1895 год.
Так вот, Василий Андреевич трудолюбиво переписал оттуда все крестьянские фамилии. Отмечу, что никаких вятских фамилий тоже нет, как нет пермских, иркутских, или еще каких либо. Это доказано опубликованными историко-генетическими исследованиями.
Было бы действительно, наверно, полезно составить географический указатель фамилий Вятской губернии, непременно вставив туда фамилии мещан, дворян, священнослужителей и вообще всех категорий населения. Это был бы хороший справочник, полезный для ряда исследователей и краеведов.
Однако, выдавать то, что сделал Василий Андреевич, за какое-то новое слово в науке, в краеведении – это явный перебор, особенно в свете быстрого развития историко-генетических исследований, о которых уже сказано.
Вообще, вопиющее дилетантство процветает почти везде у нас пышным цветом.
Недавно принимал участие в научно-практической конференции по Отечественной войне 1812 года. Так вот, добрая половина опубликованных докладов содержит ссылки только на источники ИНТЕРНЕТ. Никакой библиографической проработки материалов исследований не проводилось. В Герценке есть замечательная библиография изданий о войне 1812 года, изданная в 1912 году, так ею никто, кроме автора этих строк, даже не воспользовался. На этой конференции работала секция «История костюма и художественные образцы эпохи 1812 года». Не знаю, что там было представлено, но уникальные издания в фонде редкой книги Герценки по этой теме так и остались невостребованными.
Почему?
Да, потому что отсутствует привычка к библиографической проработке тем у профессорско-преподавательского состава. Что же тогда говорить о студентах? Их просто никто этому не учит. Я же прекрасно вижу это при работе в архивах.
И кому их учить?
Совсем недавно вышла книга нашего известного, очень плодовитого на книги, доктора наук и профессора В.А. Бердинских под названием «Россия и русские». Странно, но в ней не указано, что это уже не первая книга автора под этим названием. Ну, это ладно, в этом можно винить редакцию. Однако в ней отсутствует библиографическая проработка заявленной темы. Вообще не упоминается книга «Русский генофонд на Русской равнине», в которой много места уделено обстоятельному анализу этого вопроса. Только в последнее время вышло еще немало и других серьезных исследований по этой теме. Они тоже не упоминаются.
Все нашим доктором и профессором пишется по наитию, но для кого? И для чего? Что дает такого рода литература для просвещения и науки?
И, задумайтесь, разве будут студенты посещать библиотеки и напряженно заниматься изучением предметов, если их преподаватели этого не делают, удовлетворяясь их рефератами, скачиваемыми с ИНТЕРНЕТ?
Конечно, это не единственная проблема современного образования, но одна из серьезнейших проблем.
Так что пустые читальные залы библиотек в дни экзаменационных сессий – это следствие безобразий в системе образования. И не нужно пытаться обвинять в этом сотрудников библиотек, большинство которых беззаветно трудится, несмотря на нищенскую зарплату. Что они могут сделать при такой безобразной системе образования в стране?
И возможна ли модернизация экономики страны при таком качестве образования?
В этом году проводился конкурс «Вятская книга – 2011». Когда я смотрел выставку книг представленных на этот конкурс, то кроме горести ничего не испытывал. Каждый год качество подготовки изданий падает. И это, увы, не только мое мнение. Помню, как мучился Е.Д. Петряев при издании своих книг. Тогда полиграфические возможности наших типографий были очень ограничены. Сегодня они широчайшие, но качество подготовки изданий не выдерживает никакой критики. Хорошие издания просто единичны. При этом блестящее издание книги Т.А. Дворецкой «По следам музея» жюри отмечено не было. Я внимательно прочитал положение о конкурсе «Вятская книга-2011», не знаю только, читали ли его члены жюри, список которого так и не был опубликован. Там, например, написано, что издание, представляемое на конкурс, должно соответствовать издательским стандартам. Даже по одному этому требованию не должны были даже рассматриваться почти все издания, отмеченные жюри призами. Этому требованию соответствовала книга Т.А. Дворецкой, но она отмечена не была.
В то же время, этому требованию, например, совершенно не соответствовала «книга», представленная С.А. Касановым. Мало того, что она не соответствует издательским стандартам, но она вообще не была отредактирована. А самое главное, что это не издание, а три подготовленных макета. Никто рукопись не тиражировал, и жюри должно было об этом знать. И, несмотря на это, ее премировали.
Была премирована, например, книга «Земля Сунская», в которой приведено немало давно устаревших и неверных исторических данных, а результаты последних исследований местных краеведов даже не упомянуты.
Кому нужно такое издание? Школьникам? Да оно написано так скучно, что те ее читать не будут. Просто были выделены деньги на издание и тем, кто ближе к руководству района захотелось заработать, а толку подготовить полезное издание не хватило.
За что же эти номинанты были премированы?
И что это за таинственное жюри, которое не могло в этом разобраться?
Недавно было издано богато иллюстрированное издание «Город ковал Победу». Опять его поручили нашим писателям и журналистам во главе с Ситниковым и Смолиным, ну те и наполнили ее ложным пафосом из газеты «Кировская правда» военных лет.
Как не понимают составители, что этим они преуменьшают подвиг тружеников тыла?
Сейчас уже опубликованы, например, данные о том, как кормили рабочих в столовых заводов города Кирова, в каких тяжелых условиях работали эвакогоспиталя, которые, несмотря на все неимоверные трудности, излечивали раненых бойцов и возвращали их в строй. Много удалось найти и примеров высокопрофессиональной деятельности врачей и преподавателей Ленинградской военно-морской медицинской академии, мастерство которых и позволяло достаточно быстро излечивать и возвращать раненых бойцов на фронт. В архивном фонде газет «Кировская правда» и «Комсомольское племя», в ГАСПИКО, сохранилось много неопубликованных писем-благодарностей в адрес врачей и обслуживающего персонала эвакогоспиталей. Много там писем бойцов и о беспорядках в госпиталях.
Это была очень трудная пора и, если ее показать правдиво и выпукло, то подвиг нашего народа будет ярко представлен подрастающему поколению, которое, поверьте, видит немало таких публикаций в ИНТЕРНЕТ. Именно на таких примерах беззаветной деятельности наших тружеников тыла в невероятно сложных условиях бытовой и производственной жизни и можно воспитывать молодежь.
Но эти неопубликованные материалы мало кто изучает. И уж не составители этого сборника.
Исключение в этом издании составляют только публикации работников архива и статья кандидата исторических наук, доцента Василия Васильевича Фокина по архивному фонду материалов Комитета обороны, которые он впервые ввел в научный оборот.
Почему так происходит? Да потому, что надо быстро «сбацать» издание, на которое выделены бюджетные деньги. И поделить эти деньги по разумению руководителей проекта.
Александр Земцов совершенно справедливо написал 9 ноября 2012 года в сети «МАКСПАРК» ИНТЕРНЕТ.
«То, что чиновники в самых различных областях не могут удержаться от личного обогащения, используя государственную должность — совсем не новость . Уровень их материального положения, превышающий все разумные представления о достатке, уже никого не поражает. И странно было бы предполагать, что от порока сребролюбия избавлены люди, имеющие самое непосредственное отношение к государственной собственности.
А мы всегда будем довольствоваться тем, что прокуратура, следственный комитет, полиция, будут ловить за хвост, как разбегающихся в разные стороны лисиц, этих бесконечных альхенов в генеральских погонах и с министерскими или другими портфелями. Ведь преступление УЖЕ свершилось. Уже украдены огромные, миллиардные средства из бюджета страны, наши с вами деньги.
Уже нанесён огромный, материальный ущерб государству, огромный моральный вред населению, которое в очередной раз убедилось, что ничего не остановит бесконечное, всеобщее воровство, порождённое самой системой управления.
Когда в государстве планируются большие стройки, программы поддержки чего-либо, саммиты, олимпиады, для чиновников всех уровней наступает период «большого хапка».
Потирая руки, ждут они, когда можно будет присосаться к различным финансовым потокам и направлять их, куда им нужно.
Так сколько же денег будет разворовано, если у нас на САМОМ ДЕЛЕ, а не декларативно, захотят восстанавливать промышленность, сельское хозяйство?
Захотят оздоровить и восстановить от разрухи регионы, провести нормальную пенсионную реформу и повысить эффективность здравоохранения?
И возможен ли этот подъём во всех социальных и производственных сферах при условии, что огромные бюджетные средства, выделенные на эти цели, просто будут разворованы?
Возможно ли возрождение страны при существующей системе управления?
Наблюдать ли безучастно и дальше за этим наглым воровством, или…, каждый решает сам».
Мне нечего к этому добавить…
Типичное Ваше рассуждение Александр Львович, банальнейшее. Сами-то Вы хоть одну книгу выпустили,подготовили?
«Ах, мой друг, читатель — дока, Окажи такую ЧЕСТЬ: Накажи меня жестоко, Но изволь сперва прочесть…» (Александр Твардовский). Так вот, Антон, люди имеют право жестоко наказывать тех, кто наполняет полки госбиблиотек книгами, наполненными «вопиющего дилетанства». А сами авторы, составители, редакторы считать за честь, что их книги прочитаны дотошно и оценены объективно. Блогер «Вятского наблюдателя» Александр Рашковский, на мой взгляд, — прав на все сто. Советую Вам, Антон, правильно понять критику в адрес близкого Вам автора С.А.Касанова, упомянутого в статье, и назвать А.Л.Рашковского именно читателем — докой.
Сверх симптоматично, что после выхода очередной «научной» книжки «читательская» публика дискутирует в стиле «САМ ДУРАК». Скорее всего, на эту публику и писалось.
Витиевато. Тут и о генетике и о справедливости, и о трудовом подвиге в тылу. Развенчали также дилетантов от науки. Думал куда же приведет автора нить размышлений? И вот:
«И возможен ли этот подъём во всех социальных и производственных сферах при условии, что огромные бюджетные средства, выделенные на эти цели, просто будут разворованы?
Возможно ли возрождение страны при существующей системе управления?»
Хотелось бы спросить: Вы какую именно хотите страну возрождать? Росимперию? СССР? Московское царство? Будет ли в ней место Вятской земле? Вятским родам, существование которых отрицаете? Будут ли в ней вятчане или всех загоните в единый род НОМО SAPIENS?
Не самый длиный опус, но еле осилил: автор скачет с пятого на десятое, старается написать обо всём, а получается — ни о чём. Тезис о том, что у нас очень многое делается «для вида», «для галочки» либо ради «распила» средств — не нов. И легче всего с этим бороться в Интернете. Поддержу Антона Касанова. Александр Львович, а что сделали лично вы, чтобы книги были лучше, школьники и студенты — умнее и любознательнее, чиновники — честнее, …? Вы знаток архивных фондов, краеведческой литературы, но книгу про войну отдают писать Ситникову и Ко. Почему? А может дело не только и не столько в связях, «откатах», сколько в том, что невозможно на что-то претендовать, поливая грязью всех и вся. У вас подавляющее большинство записей построено по схеме «Все (или 9/10) — воры/неучи/халявщики, один я весь в белом и ни в чём не замешан». И при том ваши опусы (при всех знаниях и эрудиции) явно далеки от идеала. И дело не в содержании статьи, оно местами даже правильно. Бесстурктурность, непоследовательность и сумбурность изложения материала может быть простительна студенту-третьекурснику, но не широко известному в узких избранных кругах исследователю.
«В обстановке полного образовательного разнообразия рождалась новейшая история. Объединяла же всех этих правоведов, солдат, ковбоев, химиков и китайцев банальная нравственность, способная устоять лишь на очень прочной религиозной основе. Никогда этика не начиналась с «общечеловеческих ценностей». Она всегда была сводом правил техники безопасности при обращении с Богом или богами». Цитата богослова-антрополога, отрицаемого официальной РПЦ
Начало статьи многообещающее, конец традиционный.
Как много словесной шелухи, смысл написанного с трудом прослеживается, как будто человек в бреду. Зачем? Или так сам себе умнее кажется?
Соня, Ваше утверждение: «…как будто человек в бреду. Зачем?» неужели относится к Рашковскому А.Л.? Прочтите премированную книгу «Земля Сунская» (редактор Марина Самотёс — Китаева, составитель Леонид Зворыгин). И тогда поймёте, что в книге «Земля Сунская»…результаты последних исследований местных краеведов даже не упомянуты». Не пора ли поимённо назвать членов жюри конкурса «Вятская книга — 2011»? Но этот вопрос, Соня, не к Вам, а к тем, кто отвечал за организацию конкурса, оценивал качество подготовки вятских изданий, датированных 2011 годом.
А вот с этим согласен! Поддерживаю Рашковского полностью! Старостин — бывший обвальщик мяса Кировского мясокомбината и сборщик покрышек на Шинном. Само по себе это, конечно, ни о чем не говорит…. НО: образования у него никакого, по складу своему — авантюрист… Был он и политтехнологом, и психотерапевтом, и методологом, теперь — на тебе: исследователь вятских родов… Дурно попахивает — очередная авера, под которую ВАСЯ (т.Е. Василий Андреевич Старостин Я — ВАСЯ) отщипнет себе немного деножков и будет в порядке…. Ему не верю! Рашковскому — тоже! Но в данном случае с ним согласен!
Соня, не смотря на модные призывы (не парься, не грузись, будь проще…), иногда надо напрягаться.
Культура, вообще, это усилие. Очень часто интеллектуальное.
Михал Евграфыч-то прав был на все 100. Вечно нам надо особинку свою подчеркнуть, какие-то неведомые отличия от других жителей страны. Жаль, конечно, что у коренных кировчан не растет во лбу третий глаз или что-нибудь подобное, ну на худой конец второй член — вот тогда бы всем было очевидно какие мы необычные… а так доказывай вот.
«Так вот, Василий Андреевич трудолюбиво переписал оттуда все крестьянские фамилии» — если не указал источник , то это плагиат.
Рашковского не знаю, но Старостин — это еще тот аферист и пыльвглазапускатель.
Тема взята интересная, да жаль, что статья просто сумбурная. Жаль, знаю А.Л. по другим публикациям — конечно не все ровно, но наряду с проходными работами попадаются и жемчужины. А эта из другого ряда — даже комментировать ее неудобно, вроде А.Л. -серьезный краевед, а в концепции работы допускает «плюхи», ну, вот, вроде этой «…никаких вятских фамилий тоже нет, как нет пермских, иркутских, или еще каких либо». Если этакое озвучить в компании подвыпивших филологов-ономастиков, то можно и настоящуюю плюху заработать. Заслуженно.
А, стало быть, и Старостину, хоть пусть он и трижды дилетант, прилетело зря.
ДЕД, краевед Александр Рашковский правильно подметил: надо было Василию Старостину выпустить книгу «География фамилий. 1891 год. Вятская губерния», — цены бы не было такому исследованию. Фамилии, ДЕД, есть русские, украинские, польские, тюркские и т.п. А вот вятских, пермских, иркутских фамилий, о чём и пишет, не боясь подвыпивших филологов Рашковский, не существует.