В преддверии Дня народного единства едва ли не всех, к чьему мнению во Всемирной сети (да и не только в ней. Бывает, и лично) я прислушиваюсь (не обязательно с ним соглашаясь, но принимая к сведению), «пробило» на высказывания по поводу патриотизма. Так, уже опубликованы материалыАнтона Касанова, Алексея Малышева, Михаила Курашина. Ранее по некоторым отдельным аспектам высказали свое мнение организаторы мероприятий Общественной палаты Кировской области.
Не претенуя на правоту, не из стремления подражать указанным выше и другим авторам и не из желания написать «датскую» статью к празднику, но потому, что давно уже хотелось высказаться на данную тему, добавлю-ка и свой голос в этот хор рассуждающих о патриотизме.
О нем и не захочешь, да заговоришь!
Вообще тема патриотизма так или иначе «всплывает» и в официальных документах, идет ли речь о планах мероприятий в учебных заведениях или в отдельно взятом городе, районе, области, и в частных беседах – публичных и с глазу на глаз, ‑ беседах, начатых совершенно по иному случаю. Разумеется, приходится сталкиваться со словом «патриотизм» и созвучными ему словами при работе с Белохолуницким краеведческим музеем, в попечительский совет которого я вхожу, на «днях призывника» и спортивных соревнованиях-мемориалах, посвященных памяти парней с холуницкой земли, погибших в «горячих точках» ‑ молодых людей, многим из которых сейчас лет было бы меньше, чем мне.
А еще есть обычные культурные мероприятия (порой с избытком фольклорной или псевдофольклорной составляющей), клубные встречи на базе наших библиотек, домов культуры – главным образом с участием ветеранов, пенсионеров, в общем – людей, умудренных жизненным опытом (отчего-то контакт с ними зачастую установить легче, чем с молодыми – впрочем, раз на раз не приходится).
Трудно представить себе место и тему события, на котором нельзя было бы случайно «скатиться» в дискуссию о патриотизме или, что чаще, о его недостатке либо полном отсутствии.
«Много букв»: термины, цитаты, точки зрения
Откровенно говоря, сами термины «патриот», «патриотизм» и прочие однокоренные вызывают у меня теперь некоторое отторжение. Испортили их за последние годы, нет – лучше сказать «десятилетия». И потому эта терминология нередко имеет привкус либо официозно-формальный, попахивающий канцелярской пылью и заезженными штампами (в формулировках, сценариях, поведении, репертуаре…), либо – что существенно опаснее – агрессивно-ксенофобский со всем сопровождающим его «букетом» из лозунгов по формуле «бей-спасай», унизительными высказываниями в адрес инородцев, отзвуками погромов и «ароматами» пороха и пожарищ.
Да понимаю я, что это своеобразные «деформации» понятия, и люди мудрые либо хотя бы разумные вкладывают в вышеназванную терминологию куда как более традиционный и «правильный» смысл! Только заблуждающихся всё больше на всех уровнях – так то в итоге голос разума порой уже не слышно в базарном крике не общества, но толпы.
Именно потому все чаще заменяю слово «патриот» на более «неиспорченные» понятия сообразно контексту. «Поклонник» или даже «фанат» (ибо и первый, и второй на что только не способен ради объекта своего поклонения), «истинный гражданин» (простите за высокопарность) или просто «хорошая дочь» («хороший сын») своей Родины. Почему последнее? Очевидно, в соответствии с высказыванием известного певца и поэта, день рождения которого по странному стечению обстоятельств приходится на 4 ноября:
«- Я просто скажу вам: к тем, кто насилует мою Родину, кто пытается разрушить ее традиции, культуру, отношусь примерно так же, как к оскорблению своей матери.
— То есть вы видите патриотизм главным образом в обостренном отношении к действительности?
— Нет, не только. Это еще и любовь.
— Любовь к Родине и патриотизм, это для вас разные вещи?
— Нет, почему? Любовь к Родине — это компонент патриотизма.
— Значит, патриотизм для вас более широкое понятие, нежели любовь?
— Да, более широкое. Потому что любить и бездействовать — это не патриотизм. Патриот — человек любящий и действующий.»
Добавить к этому определению нечего. Тем не менее рискну развить мысль (поскольку знаю, о чем спорят в сети и вне её, и пользуюсь моментом, чтобы выразить свою личную позицию): «Любящий, но не льстящий. Действующий, но прежде думающий. Думающий, но не зарывающийся при этом в тоску по прошлому, в воздушные замки или оторванную от жизни пафосную теорию»
По этому поводу позволю еще две показательные цитаты. Первую – в качестве иллюстрации к «Любящий, но не льстящий»:
‑ Пусть кричат «Уродина!», а она нам нравится,
Хоть и не красавица, к сволочи доверчива…
Собственно, это существенный штрих к описанию именно сыновнего отношения к родителю: можно осознавать, что он, этот родитель (вот уж сами решайте – Motherland или Fatherland), не самый сильный или внешне привлекательный, не самый богатый и даже, возможно, не самый умный в мире, но зато единственный: судьбой данный, заменить некем, а значит – уникальный и нуждающийся в охране, защите, поддержке своего дитяти.
Заметьте: в защите и поддержке. А не в том, чтобы дитя вслух говорило «я горжусь!», увешивало стены плакатами «ты самый-самый-самый!» и при этом… беззастенчиво клянчить родительскую пенсию или заговаривать о наследстве или дарственной на жилплощадь…
Далее считаю уместным процитировать библейскую притчу, которую мне довелось обсуждать с одним коллегой (излишне и напоказ ударившимся в Православие. Но это к нынешней публикации отношения не имеет) в совершенно светском ключе.
«У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал:
— Сын! Пойди сегодня работай в винограднике моём.
Но он сказал в ответ: «Не хочу», — а после, раскаявшись, пошёл.
И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «Иду, государь», — и не пошёл.
Который из двух исполнил волю отца?
Говорят Ему:
— Первый.
Иисус говорит им:
— Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие, ибо пришёл к вам Иоанн путём праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и, видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
(Матф.21:28-32)»
Светский же смысл нашей давнишней дискуссии по поводу притчи о двух сыновьях сводился, собственно, все к тому же: можно льстить, подлизываться и не выполнять данного обещания, можно же выражать несогласие и даже выказать (внутри семьи – не у посторонних на глазах) недоумение и раздражение: мол, на кой тебе сдался этот виноградник, ни толку ни проку от него, наплюй и забудь! А затем, махнув рукой и даже, возможно, приправив свои действия острым словцом, пойти и сделать. И последнее будет ценнее и эффектнее, чем словесный подхалимаж.
Тоже довольно точная (хотя кому-то она может показаться неоднозначной) «картинка» истинного патриота, как мне кажется. Не подхалимствуй и не соглашайся, а пойди и сделай хорошее дело хотя бы молча.
Не хочется далее вдаваться в теорию: надеюсь, до написания всеобщего «учебника по патриотизму» все-таки дело не дойдет (а что? На той же Украине, не тем она будь помянута, всерьез обсуждали тему преподавания «научного национализма» как отдельной дисциплины в вузах. Не спрашивайте о подробностях, их точно следует искать не у меня), в противном случае вся положительная составляющая этого понятия точно будет добита, сведена к нулю без возможности восстановления.
Куда как лучше рассматривать этот материал на конкретных примерах. Возможно – даже идя «от противного».
Чего только НЕ ДЕЛАЕТ истинный патриот!
(сугубо личное мнение!)
Он не смеется над слабостями, недугами и тем более смертью тех, кто ему годится в отцы, отмахиваясь: мол, старики уж из разума выжили. Заметим: эти старики – его земляки и соотечественники (впрочем, были бы инородцами – в ситуации мало что изменилось бы). И не смеется над их технологической «непродвинутостью». И не внедряет технологические новинки ради того, чтобы показать свою собственную продвинутость, пусть она даже повлекла за собой неудобства для соотечественников. Да, еще не играет в строгое следование букве закона, лишая соотечественников полагающихся им по закону прав. Продолжая эту игру и после смерти обиженного.
И не агитирует поднимать рождаемость, проявляя полное отсутствие участия в судьбах тех детей, которые УЖЕ родились, живут рядом с ним на ЕГО земле и нуждаются в помощи и поддержке, как и их родители. И не агитирует поддерживать отечественного производителя «просто так, ни за что» — вопреки низкому качеству и удивительной цене на указанную продукцию. И не устраивает помпезную (а оттого изрядно наполненную формализмом) акцию для пропаганды рабочих профессий в то время, как обладатели этих профессий не поддержаны ни социально, ни финансово, ни – увы! – хотя бы эмоциональным фоном. И не устраивает из всего этого шоу, где агитационная составляющая практически ничем не завуалирована – разве что сдобрена высокой визуальной технологичностью и благозвучием.
Не прикрывается ответом «Мне за это не платят», столкнувшись с нестандартной задачей.
Не решает свои бытовые проблемы за государственный счет. Даже если очень-очень-очень хочется.
Не дает обещаний и клятв, заранее зная, что они будут нарушены. И не подменяет истинное решение некоей Проблемы показными Принятыми Мерами, якобы ведущими к ее решению, на деле же способными скорее усугубить эту Проблему или вовсе дать ей новый толчок к развитию.
Патриот, будучи наделенным властью над целым поселением – неважно, численностью 1 тысяча или 1 миллион человек – не уходит с работы «по звонку», видя, что не завершен целый ряд срочных задач, жизненно важных для этого поселения. А в трудный час стихийного бедствия не уходит «по звонку» домой, сославшись на необходимость отдыха и на то, что в обесточенном районе негде было зарядить мобильный. И не пользуется принципом «не выносить сор из избы», зная, что последствия этого могут привести к вреду для здоровья и даже жизни соотечественников.
А еще не торгует животным миром своей Родины, чтобы доставить сомнительное удовольствие «русского сафари» для закордонных любителей охоты. И отработанные ядохимикаты в землю не сливает, потому что «такт дешевле». И лес не вырубает исключительно из «экономической целесообразности» в интересах автомобильно-автодорожного лобби. И не выдает разрешения на строительство объектов сомнительной безопасности в местах с уникальной природой либо просто в непосредственной близости от них. И даже, представьте, не отмахивается от предупреждений о такой безопасности, если сначала «почему-то» ни о каких рисках никто не подозревал.
Не шумит на митингах с вечными обвинениями в адрес всех и вся: мол, всё плохо, всё развалили и распродали, вокруг одни жулики и воры, надо восстанавливать Советскую власть, а другого пути выхода из кризиса категорически нет ‑ при этом на вопрос «а что конкретно вы предлагаете?» отмахиваясь и с новыми силами продолжая частить современность едва ли не матом.
Не отмечает профессиональные праздники в местах массового отдыха сограждан, оставляя за собой буквально планету Десса из известного отечественного фильма.
И даже, вероятно, все-таки не занимается «серым» и тем более «черным» предпринимательством, используя нелегальную рабочую силу и выплачивая ей «черную» зарплату.
Не обвешивает центральные улицы и окраины дорогостоящими агитками в то время, когда не решены более насущные вопросы – ну хотя бы с безопасностью дорог, над которыми эти агитки вешаются.
Не «обвешивает» и не обсчитывает своих сограждан, а уж тем более – гостей своей страны, не оказывает им услуги низкого качества, становясь в позу «Вас тут много, а я одна!» и не руководствуясь принципом «Проблемы индейцев шерифа не интересуют».
Не состоит на учете в службе занятости, попивая пивко и водочку на причитающееся пособие и не думая о хотя бы несколько отдаленном будущем, пока городские службы уже поставлены перед необходимостью привлекать иностранную рабочую силу для наведения в городе мало-мальского порядка.
Не называет эту иностранную рабочую силу обидными словами и не считает представителей иной национальности людьми второго сорта. Тем более — не лебезит перед представителями стран более обеспеченных, одновременно выказывая уничижительное отношение к выходцам из стран победнее.
И даже, возможно, не стремится вовлечь свою Родину в пышное и дорогостоящее мероприятие, а то и в два сразу, в то время как многие внутренние проблемы не решены и даже не близки к финальной стадии решения (а скорее наоборот). И уж точно не ставит секретную формулу некоего специального Вещества выше по ценности, чем жизни тех, кто по стечению обстоятельств этим Веществом был… кхм, обработан, а «откачать» — извините, не удалось, «так вышло».
Даже рискнула бы предположить, что он не щадит себя в спорте, с бухгалтерской точностью просчитав, что «выполненного мне хватает по баллам для победы», а потом удивляясь итоговым лишь вторым местом. Но не рискну: «спорт и патриотизм» — тема более неоднозначная, чем красивая. В спорте вообще с каждым днем все больше неоднозначности, чтобы в рассуждения о нем рубить сплеча.
А еще…
Не задерживает книги, взятые в библиотеке, не выдает новости спустя неделю-две после события, не искажает факты и не додумывает к ним несуществующие подробности ради создания уникального материала. Не «укладывает» намертво серверы с важной информацией ради повышения собственной популярности или доказательства собственной значимости. Не тушит напоказ пожары, не водит напоказ машины и не возглавляет стаи птиц.
Вон сколько разных «не…»! А список-то далеко не полон: я всего лишь взяла самые наболевшие или просто «свежие» примеры. Просто чтобы показать: многие из нас метят в патриоты, но по какому-либо показателю чуть-чуть, да не «дотягивают». К чести других, стоит заметить: кто-то и не метит специально, а на деле, не осознавая того, оказывается истинным патриотом. И очень удивится, если ему об этом сказать.
Позвольте, а что остается? И главное – как этим оставшимся наполнить умы и души тех, у кого там пока пустота?
Слитки и сосуды
Иногда действия тех, кто занят (или Занят, Как Он Считает) так называемым «патриотическим воспитанием» подрастающего поколения или укреплением соответствующих чувств у людей взрослых и сложившихся, напоминают… работу грузчиков, загружающих некие громоздкие и тяжелые предметы – то ли камни, то ли, скорее металлические слитки под названием «патриотизм» в сосуды – то есть в наши с вами души. Или головы – это кому как видится.
И «сосуды» эти разные по форме и размеру, а «слитки» все стандартной, типовой формы и по размеру таковы, что порой просто «не умещаются» в сосуде, как ни крути. Ну НЕ ЛЕЗЕТ в маленькую душу или неокрепший узкий ум ваш отвержденный, принявший монументальные формы патриотизм!
Вы оперируете напыщенными цитатами, мероприятиями с оттенком гигантомании, непременной «национальной» символикой – иногда в стиле «клюква развесистая» (за годы жизни на Украине я насмотрелась этой «прелести» — мало не покажется), взываете к высоким чувствам, но обращаетесь-то зачастую к тем, у кого их, вполне возможно, нет и не было никогда. Вы просто говорите не на их языке. Не в их эстетике, не на уровне их интересов. А значит – впустую.
В лучшем случае этот «слиток» ляжет в несовершенный «сосуд» угловато, царапая его стенки и оставляя изрядную долю пустоты, которая впоследствии может быть заполнена чем угодно. Остается лишь догадываться, что за «гремучая смесь» в итоге образуется: бытовой национализм (или уже не бытовой?), тупая агрессия, «квасной» ура-патриотизм, люмпенские настроения, наивная доверчивость без стремления разобраться в чем-то самостоятельно…
В худшем случае сосуд останется вовсе пустым: то ли слишком мал был для «слитков» патриотизма, которые в него пытались запихнуть, то ли «слиток» был брошен столь поспешно, что рикошетом вылетел прочь сразу после броска. Рано или поздно эту пустоту заполнит кто-то другой чем-то иным – более подходящим по форме и размеру. Не будем загадывать, чем именно…
Вот почему хочется попросить тех, кто вовлечен в процесс так называемого «патриотического воспитания»: не «отверждайте» патриотизм прежде времени.
Истинная находка, дар судьбы, не каждому на жизненном пути встречающийся – те, кто интуитивно уловил этот принцип «заполнения» сосудов правильным содержимым, а потому предварительно «расплавляет» или «измельчает» его настолько, что эта ценная, пусть и непонятной природы субстанция заполняет собой без остатка подставленные под нее «сосуды». Не оставляя опасной пустоты и проникая во все углы и ответвления. Не разрывая «сосуд» и не царапая его стенки с риском разрушить их вовсе. И, между прочим, находя порой (не всегда – увы, все равно не всегда!) возможность просочиться даже в «сосуды» с невероятно узким горлышком, в которое вроде бы вообще ничего протолкнуть нельзя.
Как?
Ну не все в состоянии постичь это искусство на уровне высшего пилотажа – с цитатами великих историков и литераторов, да под иллюстрации из шедевров русской живописи и аккомпанемент великой музыки. «На вкус и цвет» — сами знаете…
Потому истинные Наставники в этой области (это не только учителя — это в принципе могут быть представители любой профессии любого уровня) достигнут своей цели доверительной беседой, личным примером в труде, творчестве, поведении, может быть – даже в бытовых привычках. Вызывая симпатию и желание следовать за собой добровольно и осознанно, а не «брррр, потому что надо» или «потому что – эх! – так принято». А поэтому пробуждая патриотизм даже у тех, в чьих умственных способностях нередко сомневаются окружающие.
Кто-то встретит такого Учителя в школьном или даже в дошкольном возрасте, кому-то повезет позднее – вплоть до возраста пенсионного.
Тогда случается очередное маленькое чудо: очередной гражданин [великой настрадавшейся] страны проникается искренним, а не «для галочки», стремлением сделать что-нибудь, чтобы она, страна эта, сиречь Родина его, стала капельку лучше, красивее, безопаснее, благополучнее, радостнее.
На своем месте и в своем стиле.
Неважно, если это будет не всемирного масштаба научное или культурное достижение, великий воинский подвиг или трудовой рекорд, а всего лишь успех областного, а то и вовсе районного масштаба. Или даже не отчетливо видимый успех как одиночная разовая победа, а просто вся жизнь, посвященная любимому делу в любимой добровольно (не по напыщенной агитке и не по зову партии!) выбранной профессии или даже просто роде деятельности. В качестве дворника, токаря, хлебопека, врача, учителя, ученого, строителя, певца, государственного деятеля. Никто, наконец, не отнимает у домохозяйки, ни разу не работавшей по найму и не знающей высоких фраз и не читавшей великих книг, права быть истинной патриоткой, если она при этом вырастила достойных, порядочных детей и подняла добротное, благополучное, служащее примером для других хозяйство. Да еще и стала надежной опорой своему спутнику жизни, который с такой поддержкой тоже смог проявить свой истинный, не показной патриотизм.
Или все-таки лучше сказать «показать себя настоящим любящим сыном своей Родины»?
Вы в точности повторили цепочку Д. Драгунского.
http://echo.msk.ru/blog/dragunsky/947586-echo/
В итоге получили православную домохозяйку в качестве подходящего архетипа для официальной РПЦ.
Можно раскидать все матрасы, добравшись до заветной горошины и спокойно заснуть. А можно попробовать вырастить из этой горошины дерево толерантного отношения к тараканам из матрасов.
Веротерпимость, толерантность и патриотизм настоящих православных тем и отличается от патриотизма РПЦ, что официальная церковь давно уже стала для «православных пофигистов» объектом толерантности вровень с другими «иноверцами».
У нас нет другого выхода, быть толерантными, или не быть вообще. В этом смысле внутренний стержень патриотизма заложен в каждом из нас, независимо от официоза временщиков.
Может быть, поискать достойную мотивацию развития этого стержня.
Как-то узко Вы меня поняли и однобоко. Впрочем, вероятно, Вы тоже прочитали лишь то, что хотели прочитать, и не увидели при этом остального. Приму к сведению и в следующий раз буду формулировать яснее.
Меньше всего в этом материале (несмотря на задействованный текст библейской притчи) посылов к религиозной составляющей вообще, не говоря уж о конкретно Православии официальном или неофициальном.
Эти понятия из разных «букетов». Патриот может быть трижды атеистом, язычником или последователем Будды. На гражданские качества далеко не всегда повлияет.
Однако по возможности проверю Вашу версию.