Особенно глазами православного священника
Талантливый человек отец Александр (Коротаев) непонятным образом как-то умеет сочетать приятное с полезным, которое потом всегда становится еще более приятным и полезным для многих других людей. Помимо того что он успешно и творчески работает со словом (пишет прозу) и изображением (делает православное кино и профессионально снимает на фотокамеру), а также окормляет киноклуб для молодых и старых, он еще и бывалый путешественник.
Практически из каждой поездки он возвращается с богатым уловом впечатлений, зафиксированных на фото и видео. Итогом паломнических поездок как правило становится фильм, который потом активно путешествует по фестивалям православного кино,итогом последнего чисто туристского вояжа с семьей — фотовыставка. Она проходит в иностранном отделе библиотека Герцена в рамках юбилейных Трифоновских чтений.
Казалось бы, великое дело — фотовыставка, вон их сколько сейчас висит в той же Герценке. Однако автор ее, известный в миру и как талантливый коммуникатор, вместе с Елизаветой Малышевой (которая всегда славится умением нестандартно принять и развлечь гостей ее отдела), объединившись спонтанно, устроили для зрителей милейшие посиделки. Что важно — с предметным обсуждением технической стороны фотографий и реалий итальянской жизни, ведь там сейчас много кто побывал.
К примеру: почему это у вас там одни велосепеды, а не скутеры, на ко торые пересела вся Европа. И зачем на фото неправильности, которых можно бы избежать. В ответ отец Александр ссылается на великого мастера Георгия Колосова, который в своих работах как раз сознательно сохраняет технические «недочеты» для передачи подлинности и правды жизни. Которую ни к чему приукрашивать.
Между тем выставка Александра Коротаева очень интересная. В ней взгляд человека с выраженным мировоззрением на стыке «просто культуры и культуры церковной». Причем последнее отнюдь не довлеет, потому и не раздражает человека светского. (Хотя, по словам отца Александра, в католической Италии, страны общего и первоначального христианства, имеется много православных святынь). В его фотографиях, в общем, не найти «общих мест», за какими охотятся праздные туристы. А есть — тонкие состояния, отраженные на лицах аборигенов, которые похожи на русских, как мы на инопланетян, в которых много нездешней карнавальности и свободы самовыражения, а также добрых чувств. Есть ситуации типа комических, когда к сюжету с обезумевшим лицом голливудского комика (реклама) сбоку оказывается «приаттачен» невозмутимый буддистский монах… Чудный пейзаж с развалинами, в котором со спины угадывается красивая Даша Коротаева, она, кстати, выступает соавтором фотовыставки и предлагается даже распознать, где чье фото.
После первого захода на просмотр тянет ко второму, и теперь глаз замечает уже не столь явные красивости или приколы, а тонкое искусство композиции и стилизации пейзажа под французский импрессион, и тому подобную ненавязчивую эстетику…
В конце концов автор этих строк даже готов выразить свое предположение, в чем тут, собственно, православие. Оно — в искусстве уметь скромно и и неназойливо дарить радость. И себе, и людям. У отца Александра это здорово получается.