“Из тумана выплывала церковь. Боже упаси! Снизошла, околдовала… До свиданья… До подрелья…
Мы войдем с тобою вместе в храм, где в росах паутина, в край непуганных ворон, где над куполом дырявым гроздья выцветшей сирени треплет ветер одичалый в честь грядущих похорон…”
из книги о Вятке В. Любимова “Вглядываясь в лица домов”
В самом центре, иными словами, “сердце” Вятской земли есть чудесное место для тех, кому не безразличны полуразрушенные церкви, заброшенные села, захватывающие дух виды, кто хочет почувствовать дух древности и единения с предками, ведь наша страна раньше и состояла из таких вот деревень…
14 июля 2012 г. Отправляюсь по Московскому тракту рано утром. Вот уже позади Юрьянский поворот, село Медяны, в заброшенной церкви которого я уже побывал как-то под вечер в прошлом году… Проезжаю мост через реку Великую… Здесь поворот направо на село Чудиново, из которого вброд через речку и дальше по лесной просеке можно добраться до святого Великорецкого…
Но в этот раз мне прямо по тракту еще несколько километров до указателя съезда к Зоновщине. Грунтовка выводит к сотовой вышке у деревни. Но заезжать в нее не надо. Мимо вышки по полям вдоль линии ЛЭП мимо деревни Лютовщина с парой оставшихся домиков. А там уже и церковь видна…
Находясь на очень удачно выбранном месте, этот одинокий страж тех мест, старожил словно парит над вятскими просторами.
С высокого холма вид местности открывается “как на ладони”. Но в то же время не чувствуешь себя парящим над землей, не ощущаешь себя выше в открывшемся пространстве, а как бы “вливаешься” в него, при этом создается впечатление целостности увиденного там, в долине Вятки и находящегося здесь, рядом с тобой.
Просмотреть карту
Вид вятских просторов завораживает. Река отходит от высокого берега, вместе со старицей образуя большой остров с заливными лугами и ивняком – Подрельский. Ниже по течению – крутой берег, поросший высокими елями. Напротив церкви, уже за островом, раскинулся лес. На горизонте в дымке виден город.
Со слов ребят, которых я обнаружил на крыше – тоже туристов, впечатление от увиденного дополняет туман, стелящийся рано утром на фоне светлеющего неба вдоль реки. А наблюдать это зрелище и, конечно же, фотографировать его лучше всего с колокольни, где имеется удобная ложбинка – “наблюдательный пункт”. Созерцать пейзаж можно часами…
На подъезде к бывшему селу Подрелье и храму с обеих сторон полевой дороги все сине-фиолетовое от цветов. Отличное сочетание с насыщено-зеленой травой и безоблачным утренним небом…
Село было основано в середине 16 века (1629 год), а сейчас осталась только церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенная в 1776 году, в начале 20го века реконструированная. Это заметно по кирпичной кладке второго яруса.
По мере увеличения численности прихожан внешняя и внутренняя отделка храма менялись. Подрелье было большим и богатым селом, приход составлял 86 селений – 9515 человек. Название идет от слова “рель”, которыми на Руси называли длинные песчаные косы, намытые речными потоками. Иными словами, село находится под косой.
В самом начале тут стояли две деревянные церкви – теплая и холодная. В связи с ветхостью в 1771 году обе были разобраны. Каменный храм решили поставить на холму, возвышавшемся над вятской старицей – Подрельской волжкой.
Вопреки активной деятельности местного духовенства, кроме православных прихожан в Подрелье жили еще и старообрядцы с раскольничьей верой, распространенной в селе внуком подрельского священника Изергиным, который принял ее и стал пропагандировать по возвращении из Карелии. При нем Подрелье становится одним из центров Вятского раскола, а за селом (по причине того, что Православная Церковь относилась к идеям раскола как к ереси) вятский купец-старообрядец Зонов возвел молельню и религиозную школу. До тридцати процентов населения были раскольниками.
К началу 20 века здесь был значимый центр Подрельской волости с волостным правлением. С селом связаны такие известные люди как вятские купцы-заводчики Лаптевы, здесь числился сельским священником расстрелянный большевиками священномученник Тихоницкий, родившийся, кстати, в Ошети. Отсюда родом врач, литератор, народный просветитель Сычугов, а также герой гражданской войны, командир полка Зонов…
Сейчас остались развалины храма да один нежилой дом, в который еще до недавнего времени летом приезжал 90-летний старик. Полуразрушенная церковь не удивляет – не первая увиденная в таком состоянии. Стены выкрошились, на месте крыши выросли березы. И постарались тут еще раньше весьма солидные и серьезные люди.
В центре храма есть провал в подземелье… Когда-то здесь был подземный ход, выходивший к реке.
С холма можно спуститься по тропинке вниз мимо земляничных полян и старого бревенчатого дома – единственного уцелевшего от села. У дома малинник, смородина и дикие яблони. Внизу ручей, где можно набрать чистой воды. Дальше по тропе можно попасть на берег старицы.
Для полноты ощущения этого места приведу выдержку из книги о Вятке В. Любимова “Вглядываясь в лица домов”:
“…Подрелье. Ведь ты же мудрее всех нас. Ты знало воинственные ушкуи и мирные плоты, звенящие стрелы и парящие дельтапланы, ярмарочную толчею и поэтическое безлюдье, пьяных попов и неистово-трезвых раскольников, людей никчемных и даровитых, сильных и слабых…они как дополненье Тебя: легендарный витязь Михайла Рассохин, любимец царей и наставник самозванца лукавый “чудотворец” Трифон, старообрядцы, за веру шедшие в острог и на каторгу, бескорыстный просветитель-врачеватель Сычугов, красный командир Зонов… Да и у вятских воротил Лаптевых был Твой, Подрельский размах…”
Про легенды
По одним – под берегом реки живет “упырь, оборотень или даже вурдалак”, в связи с чем энергетика у холма беспокойная. По другим – в подвалах Введенской церкви (а в них можно спуститься) зарыт клад.
Еще одна легенда – “про глиняную пещеру”, подземный ход от церкви через реку, который обвалился, когда однажды в ней играли дети. Было это в 50-60х годах 20 века. Детей не нашли, ход взорвали. Теперь можно попасть только в подвал под храмом.
Говорят, что если заночевать в церкви, то обязательно что-нибудь, щекочущее нервы, увидишь. Здесь можно увидеть женщину в белом. В залах и у храма слышно шепот…
Некогда в поле на берегу Вятки близ села на виселице казнили заключенных. По легенде село и получило свое название как “релье” – петля для повешения на старорусском. А церковь тут поставили, “когда крови стало очень много”. Кстати, с приходом большевиков крыша церкви вновь стала служить местом казни – с нее сбрасывали священников и других верующих.
…День выдался очень жаркий. Спасала прохлада внутри храма, по залам которого гулял легкий ветерок.
Была суббота. К храму подъехало несколько машин – местные жители решили устроить в тенечке на поляне пикник по какому то своему поводу. Ближе к реке расположилась компания с палатками – приехали сюда по традиции, а заодним отметить возвращение друга из армии. Чуть позже в залах появилась молодая семья с детьми, а также некий интересующийся фотограф…
Полный фотоотчет о поездке здесь.