Направляясь на встречу в Герценке с малознакомым для себя явлением американского стрит-арта, автор этих строк наивно полагал, что это, должно быть, граффити. Которое у нас тоже есть и как бы украшает сплошные бетонные стены, но отчего-то мало кто на эти ярко-крикливо-агрессивные росписи внимательно смотрит и еще меньше радуется.
Оказалось, граффити — это как раз самая архаичная форма стрит-арта (или Public Art, искусства улицы, которое У НИХ сегодня впрямую апеллирует к сознанию простых людей, конструктивно решая при этом массу разнообразных и остро стоящих психологических проблем жителя современного города).
А тогда, 30 лет назад, мрачное нью-йоркское граффити немало поучаствовало в создании отрицательного имиджа тамошнего метро как опасной и скверно пахнущей клоаки. Но с тех пор много воды утекло, публичное искусство улицы вышло из андеграунда и приобрело совершенно новые, социально позитивные черты. Привлекая в ряды творцов самых креативных и остроумных молодых людей, у которых «всегда полно идей, но мало денег»
С одним из таких умельцев, по имени Кендал Генри, юным кировчанам не только посчастливилось встретиться, но даже самим принять участие в изготовлении под его руководством PA-объекта по улице Спасской, перед театром. Лекция Кендала с демонстрацией его картотеки — реализованных проектов по всему миру (исключая разве что отдельные районы Африки, а также арктический архипелаг) — и краткими емкими комментариями, какую цель имел перед собой и сколь успешно реализовал ее художник, открыла немало удивительного. Но прежде всего: это было море невероятного позитива, веселья, восторга — при виде простых и неожиданных решений, продиктованных полнейшей внутренней свободой их создателей.
При всей внешней «слабоумности» и несерьезности большинства проектов, они решают важнейшие социо-психологические задачи по адаптации маленького человека к жизни в мегаполисе. Нерекламными методами привлекают внимание к данному месту, делая ему визитную карточку. Снимают напряжение, сглаживают межнациональные и военные конфликты, заряжая игровым настроем и побуждая к сотворчеству. Будят «милость к падшим», привлекая внимание к бомжам, жителям трущоб. Решают экологические задачи. Идея объекта всегда глубоко продумана, привязана к месту и возможной аудитории. Хотя и может быть провокационна, как всякое современное искусство.
Ну например. Самое простое, затянуть огромной фотографией книг здание университетской библиотеки. Чуть сложнее: в «проблемных» районах для иммигрантов в супермаркетах продавать книги, расставленные между продуктами повседневного спроса. На стенах домов — профессионально сделанное граффити в виде портретов местных нищих, которым придан важнецки нарядный вид. Или же в беднейших, плотно стоящих трущобах Бразилии, на домах изобразить лица живущих там людей или только одни выразительные глаза. На открытом месте поставить знак огромного «ничто» из путаной проволоки, привлекающий внимание к небу, похожий на очень красивый карандашный рисунок. Бывшая, за ненадобностью, телефонная будка становится домиком для молитвы (а если не знаешь как, инструкция прилагается).
Огромное разнообразие креативнейших штуковин из скотча и мешков для мусора. На решетках воздуховодов подземки можно разместить пластиковые формы, которые надуваются в занятныых монстров. Или сложный интерактивный проект: раздача пасущихся на зеленой лужайке картонных белых овечек с подробным видео-отчетом владельцев, где и как они будут жить (в итоге одна пьет чай с полицейским, другая прыгает в воду, третья читает лекции студентам…)
В России и СНГ
В Ярославле птицам, которые выжили людей из парка (гадили на гуляющих) построили целый город: «престижные дома», почтовый офис, бар и многое другое — понятно, что все это были авангардных форм скворечники. В Бишкеке из старого советского автобуса сделали видеозал с национальным колоритом. В Нижнем тропинки в запущенном овраге местные весельчаки украсили дорожными знаками: прогулка с крокодилом, место для занятий сексом и тд.
Кендал говорит, что сам ничего не придумывает, главная идея всегда принадлежит коренному населению, он лишь координирует усилия и консультирует строителей по всем вопросам. Такова, калабмурно говоря, главная идея: PA — живое творчество масс. Тогда и ломать-портить никто не захочет.
Но вот специфика места, то бишь России, такова, что, например, невинная затея группы московской молодежи «Делай добро» типа постоять в разных местах города с плакатиками «все люди братья», «доброе утро», «хорошего дня», всегда кончалась очень плохо: люди хихикали, охранники гнали. Разница была лишь в степени злобы и грубости.
Вот и скажи у нас «приятное в мегафон» (акция из картотеки Кендала Генри). И потом, вспоминается недавний прецедент с памятником птице-рыбе в старом порту, что соорудила группа энтузиасток по рисункам художника Синдеровича. Девушки реально украсили самое безвидное и никчемное место в городе, власти же повелели немедленно убрать, не то штраф.
Спасибо за статью. Было очень интересно узнать ваше мнение на организованный мастер-класс.
Надеюсь, участникам тоже понравилось.