То, что кто-то 15 августа осквернил часовню в Слободском, является частью антиправославного движения, возникшего в стране после осуждения «Pussy Riot». Впрочем, последнее просто переполнило чашу, которая копилась неправедными выходками высших церковных иерархов.
Скандал за скандалом преследует последние годы людей, называющих себя духовными пастырями. На федеральном уровне это и скандал с «часами патриарха», и сомнительный закон о реституции церковной собственности, и оскорбляющее значительное число верующих пресмыкание иерархов перед властью, в чью легитимность граждане уже перестали верить. Можно, конечно, припомнить и скандал в Екатеринбургской епархии, где сам епископ был уличен в гомосексуализме.
И у вятских людей есть что предъявить духовенству. И далеко ходить не надо – достаточно зайти в любой храм и посмотреть на расценки за таинства, которые любой священник должен (по всем христианским канонам) осуществлять бесплатно. Речь не идет уже о развитии церковных лавок, против которых восстал в свое время даже сам Христос, изгнав торгующих из храма. А последние скандалы с самоубийством настоятеля Свято-Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря отца Петра, доведенного до этого политикой нового руководства Вятской епархией. Или вспомним о деятельности вятского протоиерея Александра Балыбердина, чьи инициативы по переименованиям ведут только к расколу граждан и вызывают негативное отношение к Церкви, в то время, как сам радетель за православие гоняет на импортном байке, вряд ли внушая тем самым пастве идею о личной скромности духовного отца.
Все это складывается в определенную уродливую гримасу, которая, вместо привлечения верующих, отталкивает их, а часть из них делает активными противниками РПЦ.
Но не то ли же самое мы наблюдали в начале XX века. Перечитайте роман Валентина Пикуля «Нечистая сила», и вы поймете ту атмосферу скандалов, которая окутывала РПЦ в тот период. Не потому ли взрощенная в этот период церковными иерархами ненависть к себе со стороны граждан вылилась, в конечном счете, в богоборчество и разрушение храмов после октября 17-го года.
Глядя на сегодняшнее поведение чиновников от РПЦ, не перестаешь удивляться, как они повторяют собственные ошибки, вместо того, чтобы на них учиться. Не зря, видимо, «наше всё» Александр Пушкин обозвал таковых «поп – толоконный лоб».
А ведь священству есть у кого учиться. Достаточно вспомнить подвижническую деятельность преподобного Сергия Радонежского, или митрополита Филиппа при Иване Грозном.
Впрочем, все наши рассуждения вряд ли что значат для тех, кто определяет современную церковную политику. Но это – уже их беда.
Было бы интересно взглянуть на Балыбердина на байке.
Сергей, чет насобирали по кускам черти знает что из сундуков старинных.
«Батюшка байкер» — Александр Перминов
А вы, похоже, не разобрав сути сводите все воедино.
АЙ-йай-йай.
Не суть. Может что не так слышал,может, что не так понял. Но общая идея ясна. Если РПЦ не одумается — опять начнут рушиться храмы.
Без обид, но когда человек теряется в фактах или основывается на домыслах других людей, у меня возникает сомнения в правильности его познаний, и основываясь на ложных суждениях человек склонен к ложным выводам.
Церковь и вера — это разные вещи. Причем чем дальше, тем меньше общего у этих двух понятий. Священнослужители уже давно радеют не за веру, а за паству. Церковь стала брендом и очень выгодным бизнесом.
Лишить их нафиг всего, как в начале 20 века. Не гнобить, не ссылать, а просто — лишить всего имущества. Хочешь быть патриархом? Ходи пешком. Хочешь ездить на крутой тачке? Вали из церкви…
Только не будет такого никогда. Ибо религия снова стала «опиумом для народа» со всеми вытекающими. Если вы понимаете, о чем я…
Не судите, да не судимы будете.
Увидел сучок в глазу брата своего, а вот бревно в своем собственном не разглядел.
Не надоело ли засматриваться на жизнь других? Что, в своей жизни все так отлажено и замечательно, что невмоготу скучно? Или осуждая и обсуждая других можно от своих проблем спрятаться?
Люди хотят свою грешную жизнь сравнивать с жизнью подвижников, видеть примеры духовной жизни, знать что и в наше сложное время есть люди стойкие и нравственные, дающие пример беззаветного служения. Ан не видно их. Вместо их, с громким пафосом и золочеными крестами деятельность официальной полугосударственной церкви.
Собственно, бог с ними, с грехами священников, просто последние ориентиры исчезают, и это людям не нравится. От иерархов ожидали более мудрого поведения, а они девченок гнобят и о бесовстве оппозиции рассказывают. На кого нынче ориентироваться? На звезд шоу-бизнеса, или на выпимших водителей в рясах за рулем дорогого авто?
Собственно, если церковь не может показать примеры истинно духовного и нравственного поведения, если рассказы о жертвенности и подвижничестве остаются не подкрепленными повседневной жизнью сказками, то и будет укрепляться недоверие.
Да, нормальный человек должен надеяться на себя и думать своей головой. Да, именно критически относиться к догматам и соизмерять своей внутренней нравственной системой оправданность тех или иных действий. Считалось, что церковь должна была давать ориентиры и уверенность в нравственном выборе. Однако дефицит. Рыночная экономика. Прикупить парочку моральных устоев оказывается дорого, и они какие-то не первой свежести, зато согласно утвержденного артикула и прейскуранта. Вот и приходится каждому думать только своей головой, додумываться до всякой крамолы.
А варианты какие есть? Радетели «духовности» говорят, что надо просто верить что церковь от бога, и поэтому любые действия служителя освящены и их обсуждать не стоит.
Не знаю, для меня это неубедительно. Вместо духовной жизни я вижу суетную мирскую жизнь с ритуальными обрядами. Вместо подвижничества и духовного лидерства серию турпоездок и турпоходов с религиозной тематикой. Как-то не очень много новых свежих мыслей, высказываемых духовенством припомню за последнее время. В основном это окрики на попытки других людей осмыслить свое место в этом мире. Нравственные и моральные проблемы современности эти окрики не помогают разрешать, а наоборот как-то запутывают. Догматизм не позволяет быть мудрыми. Обилие традиций оборачивается косностью в осмыслении смысла человека в этом мире.
У людей накопились новые вопросы, а ответы даются все те же, но теперь эти ответы еще и очень сильно лукавством попахивают. Примерами поведения церковь теперь как-то не занимается, а мирская шелуха и в храме все запорошила.
Человек остается один на один со своими вопросами к этому миру. Может это и к лучшему? Чем раньше каждый для себя, пусть через свои ошибки, придет к ответам, тем лучше?
Журналист, ссылающийся в роман Пикуля в качестве исторического источника, смешон! В этих книжках исторической правды не больше, чем в статейках Смолина, Красноперовой и Овчинниковой!