В галерее Прогресса сейчас работает одна занятная фовыставка, не вполне подходящая под формат современного искусства и заявленная довольно серьезно: гражданская война на севере России глазами участников английского экспедиционного корпуса (иностранной интервенции, сказали бы еще недавно). Вот интересно-то, ужасы отечественной истории с нового ракурса.
Все-таки фотография страшная сила! Можно сколько угодно пытаться понять, почему белое движение, при поддержке Антанты, потерпело крах, но глядя на эти снимки все становится предельно ясно: это была чисто декоративная, хоть и военная поддержка. Камера репортажного фот ографа, который уж точно не Роберт Капа с его знаменитой «Смертью республиканца», бесстрастно фиксирует бытовые будни английского корпуса. Немного этнографической экзотики, а в основном все мирные благостные лица цивилизованных британцев, попавших волею своего правительства в дикую страну — что им она?
Никакого даже потенциального противника, «кровожадных и жестоких» красноармейцев, а тем более боевых действий и какого-либо противостояния не запечатлено. Потому что ведь и фотографу в «горячей точке» тоже надо рисковать! Сейчас бы такую работу, без поту и крови, признали непрофессиональной. Не исключая того, что фотография в 20-е годы прошлого века была «еще в пеленках» и, видимо, умела фиксировать лишь статичные объекты, она документально подтверждает установленный факт: европейские страны и США всегда оказывали России реальную помощь, а тем более ввязывались в бойню только когда видели угрозу своим национальным интересам. Как это произошло двадцатью годами позже в случае с фашизмом.
Британский экспедиционный корпус антанты был введен для охраны складов. В боевых действиях не участвовал. То же и на юге (в Одессе)
«Европейские страны и США всегда оказывали России реальную помощь»… Ну-ну, например, снабжая Колчака и Деникина боеприпасами, и подстёгивая тем самым Гражданскую войну. Мол, пусть эти русские и дальше убивают друг друга…