К этническому конфликту в поселке Демьяново Кировской области.
В истории Вятского края, в прошлом, практически не было этнических конфликтов. Многонациональное население губернии всегда жило мирно в совместных поселениях и о национальности того или иного жителя почти никогда никто не вспоминал.
Приведу практический единственный случай в старой Вятке, описанный журналистом С.П. Наумовым.
«Под влиянием черносотенцев, днем 22 октября 1905 года, по старому стилю, после обедни в Спасском соборе, разразился погром и толпа стала убивать политиков. Около магазина Кардакова была зверски убита гимназистка Нина Пестрикова, имевшая красный бант на груди. Внимание погромщиков было отвлечено тем, что кто-то стал разбивать окна в магазинах и толпа, забыв о политике, занялась грабежом. Полиция не приняла участие в ликвидации погрома, так как, видимо, сама и организовала его. Кто-то дал залп из 5-6 револьверов по погромщикам по собственной инициативе. Этого было достаточно, чтобы погромщики бросились бежать, бросая награбленные вещи. Потом говорили, что стреляла рабочая дружина, но это неправда. Рабочей дружины в Вятке тогда не было, она возникла позднее».
Из рапорта Вятского полицмейстера губернатору от 22 октября 1905 года.
«Сегодня, после молебствия на площади Кафедрального собора, толпа манифестантов в количестве 10.000 человек следовала по городу с портретами Государя Императора и национальными флагами при пении гимна «Боже, Царя храни…». Когда толпа проходила по Московской улице завязалась драка. Такие драки проходили на улице Николаевской, улице Спасской и на углу улиц Преображенской и Спенчинской (сегодня – улица К. Либкнехта), где толпою манифестантов пять человек убито и 15 человек ранено, из них двое тяжело (так в документе, хотя в приложенном списке указано 6 убитых и 16 раненых – А.Р.)».
(ГАКО, ф.582, оп.146, д.221, л.25).
Вполне возможно, что были и другие убитые и раненые, которые, по каким-то причинам, не вошли в этот рапорт.
Но вот как быстро среагировала на это событие православная церковь.
Из речи Филарета, епископа Вятского и Слободского, сказанной 23 октября 1905 года.
«Во вчерашний день, в день празднования Казанской Иконы Божьей Матери, в нашем городе Вятке совершилось прискорбнейшее событие. После торжественного молебна на площади, совершенного по просьбе городского управления и граждан, народ с портретом Государя и национальными флагами восторженно пошел по улицам поя то молитву «Спаси, Господи, люди твоя…», то народный гимн «Боже, царя храни…». Но, эта мирная, патриотическая манифестация была омрачена страшным преступлением – убийством нескольких лиц. Никто не волен не только над жизнью других, но и над своей. Потому что она дается Богом. Посему только Бог и может ее отнять. Этим унижается Святая Русь не только перед просвещенным христианским Западом, но и перед иноверческими народами. Горе как тем, которые вызвали к этому преступлению, так и тем, которые совершили его. И подобное творится не в одном нашем городе, а во многих других на радость врагам и на погибель нам. «Увы, нам, грешным!». Оглядываясь назад, видим, что забыли мы Бога, отвернулись от Него, и вот Бог предоставил нас своей воле, которая, без благодати Божьей, не может творить ничего доброго. Всматриваясь вперед, – впереди беспросветная тьма, грозящая гибелью всем и каждому…».
(ГАКО, ф.582, оп.146, д.221, л.32).
В нашем крае, как и в других губерниях России бывали, например, случаи антисемитизма, но причиной их были не национальные предрассудки, а, чаще всего, обычная зависть, что и показывает нижеприведенный пример.
Из анонимного доноса Вятскому губернатору из Воткинского завода от 22 апреля 1910 года.
«Ваше превосходительство!
Когда Вы примите меры к удалению из нашего завода жидов. У нас их живет много и почти половина незаконно, например Раскины – Илья и Давид. Про первого писал Вам на днях воткинский пристав Якимов, который производил следствие. Разумеется, он ничего правильного Вам не написал, да и не мог, так как сам у Раскина в лапах. Он должен Раскину 500 рублей, которые взял у него, проиграв в карты казенные деньги. Раскин у пристава свой человек, так что ожидать хорошего следствия нельзя. Раскин вреден как для торговцев, так и для рабочего класса. У торговцев он отбивает кусок хлеба, так как, имея большие средства, держит много мастеров, при этом сам ничего не делает. Он берет много заказов от рабочих в рассрочку. Рабочие, ввиду малого заработка, идут на это поневоле и берут некачественный товар.
Кроме того, Раскин ежегодно, к Пасхе, выписывает массу готового дамского платья из Москвы и Варшавы и продает его, на что не имеет права. Пристав же не обращает на это никакого внимания и берет у него вещи для своей жены.
Просим Ваше Превосходительство избавить нас от жидов, особенно от Раскиных».
(ГАКО, ф.582, оп.140, д.260, л.13).
И вот чем закончилась эта история.
Из доклада старшего чиновника по особым поручениям Кузнецова Вятскому губернатору от 11 мая 1910 года.
«Сообщаю, что евреи проживают в Воткинском заводе законно. Раскины занимаются исключительно своим ремеслом. У Ильи Раскина своя мастерская при магазине готового платья, что вполне допустимо.
По обычной еврейской предприимчивости он приторговывает, отчасти, и готовым платьем.
Большая часть местного населения пользуется его услугами, а потому Раскин имеет недоброжелательных конкурентов.
Что касается пристава Якимова. Жизнь Якимов ведет скромную, он хорошо обеспечен и нужды не испытывает. Помимо положенного содержания, он имеет от исполнительных листов до 60 рублей в месяц.
Пристав Якимов пользуется у местной интеллигенции расположением, а у остального населения – престижем».
(ГАКО, ф.582, оп.140, д.260, л.1-3, 8-10, 13).
В нашей современной исторической литературе почему-то крайне редко отмечается, что одной из главных причин событий произошедших в нашей стране после 1917 года стало то, что священники-патриоты ушли на фронт, а на их место пришли люди совершенно другого толка.
Священник Дмитрий Болдырев писал в своей замечательной статье «Большевизм в церкви» («Русская мысль», 1917, №11-12, с.40-50) о состоянии православной церкви.
«Новый тип псаломщиков-товарищей (церковных бюрократов) образовался во время войны и обнимает собой тех молодых людей, которым нигде в другом месте не удалось укрыться от воинской службы.
Как теперь оказалось, в деревне православие было золотым налетом на дикости. Революция смыла этот налет и осталась одна голая дикость, которая ждет своих миссионеров.
В каждой деревне уже можно услышать, что храмов не нужно, мол, и под открытым небом можно молиться. «Народные массы», «демократические массы» и просто «массы» – вот что осталось на месте расчлененного исторического целого, именуемого русским народом.
Волю народа заменили мы суммой произволов, как и самый народ массой».
Таким образом, процесс последующего разрушения храмов был уже подготовлен.
Известный российский экономист Борис Бруцкус, выступая 13 июля 1917 года на заседании Вольного экономического общества, прозорливо отмечал: «Западные народы совершали революции, которые освобождали их труд и увеличивали их творческую энергию.
Русский народ совершил революцию как будто бы для получения какого-то огромного земельного и всякого другого наследства, которое должно его освободить от трудов и гарантировать беспечальное житье.
Но, народ – стихия. Ответственной может быть только интеллигенция, которая не сумела открыть глаза народу на его иллюзии и уберечь его от жестоких испытаний, как неизбежных последствий этих иллюзий».
То же самое получилось у нас, и после революции 1992 года.
В местные органы власти, а, впрочем, и в областные, пришли и продолжают приходить в основном малообразованные карьеристы, цель которых обогатиться за счет бюджета, живя при этом спокойно и при немалых окладах. Конечно, и там есть грамотные ребята, но их очень мало и хода им не дают. Не нужны им грамотные, только мешают.
Расчет простой: не хватит зарплаты, взятками доберем. Вот и усложняются у нас все вопросы согласования, например, в строительстве. Вот и растет количество чиновников в областных департаментах и на местах. Ведь у чиновников есть родственники и дети, а их тоже надо пристраивать на «непыльные» места. Да и какая красота! Такие деньги, а о работе никто не спрашивает. Александр Александрович Галицких в период выборных кампаний твердит в плакатах о будущих «новых решениях», не конкретизируя их содержания. Вот и дообещались до событий в Демьяново. Многочисленные департаменты, набитые образованцами, назначенными туда «по блату», совершенно не контролируют ситуации на местах, а, самое главное, не принимают никаких мер к их «разруливанию». И таких примеров немало.
Вот уже много дней население города Слободского не может смотреть телевидение из-за блокирования работы фирмы кабельного телевидения СКАТ, которая обеспечивает просмотр телевизионных программ. Не хочу входить в причины конфликта фирмы с местной властью. Пусть в этом разбираются правоохранительные и правозащитные организации.
Но областные то власти чего ждут? Таких же событий, как в Демьяново?
И почему сегодня молчат представители местной православной церкви? Это что их совсем не касается? Или они забыли, что должны заниматься нравственным воспитанием народа, как написано в НОВОМ ЗАВЕТЕ?
И таких вопросов очень и очень много. Но ответов на них, при таком низком образовательном и, что особенно важно, нравственном уровне чиновников местной власти, нет и, вероятно, еще долго не будет.
К большому сожалению, это касается чиновников не только местной власти…
26 июня 2012 года.
И почему сегодня молчат представители местной православной церкви? Это что их совсем не касается? Или они забыли, что должны заниматься нравственным воспитанием народа, как написано в НОВОМ ЗАВЕТЕ?
Они сейчас думают, как отмазаться что в Марий Эл свечи стоят от 3-х рублей, а у нас, на Вятке — от 15. На епископа Вятского чуть ли не дело завели. Так что не до пустяков им сейчас.
А мулла почему молчит? Почему не вразумит свою паству?
Они у нас сегодня заняты — воруют-с… Если Александр Балыбердин докатился — поставив подпись под документом о передаче Дома архиерея… известным фигурантам. Совокупно, кстати, с помершим митрополитом… Доверишься таким, а потом окажется: вор церковный!
Зачем же так резко оскорблять? Нужно ведь разобраться, прежде, чем так писать.
А почему Вы уверены, что он не разобрался?
Чтобы исключить манипуляцию, читатели должны знать подробности ситуации.
«Аноним», если сам разобрался, должен помочь и нам разобраться.
В ином случае, можно предположить, что автор и сам не знает подробностей.
Анонимы это еще те проститутки, от них ничего не узнаешь.
Это в каком Новом Завете написано, что представители православной церкви должны заниматься нравственным воспитанием народа? Очень Новый Завет, сами написали?
«То, что Церковь совершает, она совершает не ради своей корысти, не ради чести, не ради власти, — потому что всё это понятия человеческие и нередко греховные. Мы строим храмы, возводим монастыри, строим школы ради одной только цели — чтобы к лучшему менялась душа человеческая»
Это слова Патриарха Кирилла.
А к Новому Завету эти слова какое отношение имеют?
Да ровно такое же как сам сказавший вместе с церковью.
А какие слова вы ждёте от церкви?Неужели она будет бить в набат об умирающих деревнях по воле государства,которое она благословила?А статья хорошая,интересная,автору плюс.
В 1910 году еврей Раскин даёт взятки, нарушает закон, пристав Якимов его покрывает. Проверка показывает, что пристав Якимов не нуждается, пользуется расположением у населения. Интернета нет, на ютуб никто ничего выложить не может, в архивах остался только ответ проверяющего.
Если бы в 2012 году не было бы интернета, было бы то же самое — проверка показала бы, что в Демьянового всё в порядке, пристав Имярек не нуждается, пользуется расположением у населения. Да вот беда, не удалось скрыть, интернет помешал.
«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, — и нет ничего нового под солнцем. Говорят: «смотри, вот это новое», но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем, да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после нас.»
Екклес. 1, 9-11.
Александр,ну какая к черту местная власть?
Вот у нас в городе ее как бы и нет уже год и все нормально.
Рушится все потихоньку,народ ,особенно молодежь в Татарстан и на Севера сваливает,а власть вроде работает,совещания проводит,планерки каждый день и ничего не меняется:дороги все хуже,»Молот» валиться,местная промышленность давно сгинула.
Пипец полный,зато штаты работников администрации все больше и больше,аж целые управления появляются: капитального строительства,спорта,весь бюджет наверное на зарплату чиновникам,а толку?
Спасибо за замечательную статью, Александр Львович.
Про Церковь.
На севере Вятской епархии почти нет приходов. Это во-первых.
Во-вторых, сейчас не до этого: много административных вопросов ещё не решено.
В-третьих,… Церковь — закваска общества, что точно было подмечено автором статьи. И конец XX века согласуется с концом XIX, а 1917 год с 1991-м: в Церкви было много «либералов», точнее сказать лентяев, желающих найти место потеплее и, не утруждая себя, обеспечивать себя.
Если в центральных епархиях ситуация уже начала меняться, то во всегда отстающей Вятке дело с мёртвой точки должно сойти уже скоро. Во многом это будет зависеть от позиции мiрян, которые формируют общественное мнение и доводят его до епархиальной администрации.
Статья длинная, великомудрая. А выводы-то каковы? Никаких. Кому нужно это словоблудие?
А если подумать?
А если подумать, то словоблудия так много, что верить Рашковскиму не имеет смысла:
1. В статье говорится, что «после молебствия на площади Кафедрального собора, толпа манифестантов в количестве 10.000 человек следовала по городу» в городе Вятка с населением в то время около 25000 человек. То ли Вятский полицмейстер считать не умеет, то ли Рашковский сослепу нолик-другой приписал для красного словца.
2. Случаи антисемитизма были, но причиной их были не национальные предрассудки, и не обычная зависть, как пытался показывает в приведённом им примере Рашковский, а поведение евреев, которые скупали полицию, нарушали закон, давили местных торговцев, после чего драли с местного населения, как монополисты. Причины еврейских погромов давно обсосаны в исторических исследованиях, на примерах Молдавии, Украина, Испании и других европейских государств, из которых евреев повыгоняли в своё время. Очень коррелирует с поведением дагестанцев ныне.
Почему Рашковский привёл в статье пример про хорошего еврея Раскина, обосрав анонима, думаю всем понятно.
3. Не могу понять что хотел сказать Рашковского написав слова «одной из главных причин событий произошедших в нашей стране после 1917 года стало то, что священники-патриоты ушли на фронт».
Или то, что они все стали воевать на стороне «белых», после чего большевикам ничего не осталось, как всех этих патриотов-священников уничтожить, как врагов Советской власти, или то, что они все стали воевать на стороне «красных», после чего большевикам ничего не осталось, как всех этих патриотов-священников уничтожить, как друзей Советской власти, то ли они не после 1917 ушли, а до…
4. Священник Дмитрий Болдырев, говорит, что пока есть храмы — есть народ, нет храмов — только масса, экономист Борис Бруцкус, про ленивый русский народ. Что-то мне это напоминает…
Хорошая подборка материалов документального содержания,показывает проблемы того времени,которые в принципе и сейчас остались такими же.Церковь вот засветили-оказывается она не несёт и не смогает нести в массы добро, и благородства людям не прибавляет-пошла толпа патриотов прямиком из церкви после молебен за государя,с иконами и песнями по улицам,а по пути гимназистку и ещё кое-кого убили (за что???),да магазины пограбили.Ну и полиция была не на высоте.Ну всё как сейчас.Нам урок-нынешние «спасители» то из прошлого.