В субботу, как обычно, смотрела на 1 канале программу «Слово пастыря». Потрясающе, как обычно. Патриарх говорил о вере и роли церкви. Он сравнил церковь с больницей, куда приходят люди: больные, увечные, травмированные, мятущиеся. Приходят, чтобы излечиться.
Самое прикольное: здоровые туда не идут — так Патриарх сказал. Так много вопросов у меня, и первый: почему не идут? И у самой же ответ: для меня здоровый — это человек без признаков совести. Когда ни хрена не болит и не волнует. Как в том анекдоте: все болезни от нервов, один сифилис от удовольствия. Но это ответ исключительно для меня. Субъективное мнение, субъективная позиция.
Поначалу сравнение показалось странным, а потом — да, безоговорчно! Мы, действительно, когда к вере приходим? Когда в храм идем? Когда больно, особенно душевно, страшно, когда кто-то умер, бросил, когда страдания, и ничто не может тебе помочь…
И вот, что поначалу удивительно, приходишь и ведь лечишься. Но дальше твое состояние, точно, как и в больнице, зависит от того, как ты выполняешь предписания «доктора»: съел две таблетки, полегчало — и дальше побежал. А потом свалился с более жестоким приступом. А если методично исполняешь предписание? Вся жизнь меняется.
Еще Патриарх говорил об отношении к священнослужителям и к поруганию церкви через людей, которые в ней служат. Хитрая тема, с потайным дном. Да не с одним, а с десятком, пожалуй. Дескать, человек и священнослужитель, пусть в одном лице, далеко не одно и то же. Человек подвержен слабостям, священник, каким бы человеком ни был, имеет право от имени Бога совершать требы, таинства, отпущение грехов. Ты же не ему грех отдаешь, а под Божьей епитрахилью (простите меня, если неправильно написала).
Так, возвращаемся к больнице. Человек может быть сукой, но доктором от Бога. Так бывает? Бывает. Только мой опыт показывает, что сука в Божьем промысле часто теряет весь свой медицинский дар. Жаба и жадность его душат, а от жадности всегда руки трясутся. Тут не до скальпеля.
И еще. Всем известно: что докотор лечит, тем и болеет. Да, отрицать такое не будешь. У онкологических — онкология, у дурдомовских, сами о том говорят, через несколько лет крыша съезжать начинает. Недаром же есть теория о «заразности шизофрении».
Вот и вывод: мы идем в храм (больницу) и говорим священнику (врачу) о болезни. А какие у нас болезни? Все против заповедей: украл, убил, греху брата моего посмеялся, унизил, возжелал жены чужой. Болезни реальные перечислять не буду. Послушал батюшка и, если иммунитет слаб, заразился. А вирус потом еще мутировал (особенно, если батюшка где слабинку дал: пил, курил, чревоугодничал) и такие причудливые формы исторг, что страшно к нему идти.
Вот об этом и говорил Патриарх. Да, много раз повторяла, что ничего более сложного, запутанного, требующего разгадки, осознания и понимания, чем молитва или сборник молитв, нет. И тот, кто мне скажет: скучно — тот прочел молитву один раз по диагонали. Короче, сам не понял, другим не мешай вникнуть.
И снова: когда у нас при нашем ритме жизни есть время молитву неспешно раз десять прочитать? Ответ один: когда болен. Сильно болен.