На самом деле эта церемония ТЭФИ должна была проходить в сентябре, как проходила до этого, но последнее время статус и необходимость этой церемонии все чаще вызывают вопросы, поэтому согласования растянулись до сего дня. Поэтому, 25 мая, сад Эрмитаж, что на Каретном ряду, 19.00, Театр Новой Оперы. Тадаммм!
Я опоздал на полчаса. Воспользовался своим однодневным визитом в Москву и договорился на несколько встреч, поэтому опоздал. Знал, что бла-бла-бла и препати там как правило идут долго (все-таки пятый раз номинируюсь, тенденции уловить успел), поэтому вину за собой не чувствовал. Охрана в этот рах была так себе, журналистов так вообще пускали, по-моему, всех. В общем, светский раут в категории «Профессия». 29-го еще будет категория «Лица», оттуда будет трансляция, а здесь, так сказать, награждаются тылы. Сценаристы, операторы, режиссеры, документалисты, продюсеры, звукорежиссеры художники-постановщики и т.д..
В зале не битком. Сидел через два ряда за Познером и Швыдким, между нами никого не было. И вообще, с чего я и начал, премия вроде котируемая и престижная, но на сбычу мечт не тянет, если ты не в первый раз. Во-первых, не все участвуют. НТВ и Россия, также как ТНТ, как правило, игнорируют этот конкурс уже много лет, обвиняя Первый канал в лоббировании своих проектах. Во-вторых, свинское отношение коллег друг к другу. Церемония проходит так, что называют победителя, он выходит, говорит слова благодарности или веселит народ, дальше он уход в пресс-зону к фотографам и интервьюерам и обратно в зал не возвращается. Так сказать, застревает в фуршете. Конечно, и люди уроды, но и организаторы могли сделать фотосессию с обязательным возвратом в зал, поскольку такая проблема присуща всем светским номинациям, что RMA, что ТЭФИ. То есть, випам на випов смотреть неохота, а так как телетрансляции нет, то и терпеть это тоже стимулов нет. Совесть не берем, в шоу-бизнесе у нее у нее свои законы. А культура хромает, как и в остальных отраслях.
А терпеть, тем не менее, приходится немало. Потому как уровень организации, подготовки, отрепетированности падает год от года. На прошлой ТЭФИ через полчаса после начала один влиятельный в нашем деле мужчина встал и остановил действие артистов, вышел на сцену и отвёл оставшуюся церемонию сам, потому что дальше выносить тот г…носпектакль было невыносимо. В этом же году ведущие постоянно путали номинантов, оговаривались, путались, выходили по одному вместо пары, словом превращали Оскар в профком колхоза. Периодически их разбавляло искусство. Женя Любич, Миша Бублик, эти имена гремят на каждом углу. Гремят вопросом «Кто это?». Пели хорошо, но у каждого в глазах читался вопрос, почему они? А еще был чудесный балет-спектакль Егора Дружинина про мужика в фуфайке. Семь минут вопроса блестевшего сквозь слезы на глазах поредевшего, но стойкого зала: «За что?». Были и светлые моменты. Ефремов не долго оплакивал Гражданина Поэта, блеснув новым проектом «Господин Хороший». Все поэты будут читать оду Путину. Дебют был посвящен ТЭФИ и Белле Ахмадуллиной. Смешно. Оттаскали альфасамца за ботоксные щечки)). Порвали прямо в паре мест. Номинированы на премию Интернет-проект, но сами говорят, мол, нам не дадут и дальше пять минут рифмуют почему.
Вообще, по поводу интернета рефлексировал каждый третий из вручантов и ведущих. Общий посыл был такой: конечно, интернет набирает силы, но телевидение — это искусство, это навсегда и т.д. и т.п.. Считали аудиторию Яндекса, сравнивали с Первым (Яндекс тут на днях впервые обогнал), валили всё на статистику и социологов. А ощущение било ключом из всех. Страшно. Никто из них даже понятия не имеет, как работать и крутиться в сети, все боятся, что люди окончательно уйдут из зомбоящиков в планшеты и кино. Страшно, что телеканалы уже в прошлом году показали падение рейтингов, а интернет-аудитория растет в разы, особенно такая лакомая как подростково-молодежная. Словом, пытались бравадой прикрыть панику и растерянность.
Ну и о самом вкусном. Мы, коллектив Большой разницы, были в конце. Получили ТЭФИ за лучший сценарий телевизионной передачи (уже вторую — первая была в 2008), сказали спасибо, я всех предупредил, что у меня в этот момент рожает жена ( о чем я узнал уже в поезде, но не волнуйтесь, меня дождалась не родила еще), пофоткались, вернулись в зал и досидели это УГ до конца. Потом фуршет, шашлычки из картошки, курицы, шампанское, такси, поезд, севшие оба телефона, домой…
Спасибо всем, кто и писал, и пишет, и будет писать Разницу, скоро новый сезон, новый формат, новые темы. Спасибо Саше, Русу, Диме, Саше, Леше, Саше, Андрею, Косте, Кирилу, Андрею, Кирилу, Денису, Артему, Сергею, Леше, Диме, Виталю, Максиму, Гере, а также всем, чьих имен я не знаю и не узнаю, или про кого забыл по скудоумию, кто шлёт дистанционно и пишет периодически. Все мы молодцы. Нам и самим не всё нравится, но мы стараемся, пытаемся и несмотря на ограниченность тем и формат Первого канала хотим делать смешно и по-новому. Аминь.
Константин Ворон
26.05.2012
P.S.: Свою ТЭФИ (хоть она и стоит в офисе Среды) посвящаю Грише. Давай уже, рождайся, дитя сценариста).