«Прогресс какой-либо нации выражается суммой трудолюбия, энергии и честности отдельных лиц, а упадок ее есть следствие их лености, самолюбия и пороков.
На свободу каждого народа громадное влияние оказывает как политический, так и нравственный его характер. Любовь к труду, предприимчивости и независимости отдельных лиц имеет своим результатом их свободу.
Смена властелина или реформа учреждений в государстве, где дух рабства вкоренился, не принесет свободы. Залогом свободы служит характер отдельных лиц.
Энергия труда – лучшая из школ, в которых в учащемся воспитывается способность приносить пользу, где развивается дух независимости и приобретается привычка преследовать свою цель.
Прогресс в развитии человечества совершается гораздо более помощью труда, нежели помощью книг. Труд, жизнь и личные свойства людей более способствуют движению и освежению человечества, чем литература и наука и примеры, черпаемые из жизнеописаний великих людей.
Всякое возвышение какой-либо личности над уровнем масс необходимо сопряжено с энергией и неутомимым трудом.
Различия в уме у людей зависят не столько от слишком сильного неравенства в природном распределении умственных способностей, сколько от более или менее раннего развития этой способности сосредотачиваться.
Гений – это способность трудиться со смыслом, это терпение.
Дарование дается природою, но совершенствуется самообразованием, которое гораздо важнее воспитания, получаемого в школах.
Практический труд, благоразумно направленный, никогда не останется без успеха.
Девиз: «Я найду дорогу или проложу ее себе», был выражением того сильного независимого духа, которым до сих пор отличаются потомки северных людей. Твердая решимость в преследовании достойных целей составляет основание всякого истинного величия характера.
Силу воли, поэтому можно рассматривать как действительно центральную силу в характере человека. Нет пользы в том, чтобы только ждать, как это многие делают «пока улыбнется счастье», но надобно бороться и устоять в своем стремлении.
Никакая действительно достойная цель не может быть достигнута без деятельного труда. Напряженное хотение превращает возможность в действительность. Великое искусство повелевать состоит в том, чтобы принимать живое участие в деле.
Лучший род успеха всякой человеческой деятельности никогда не зависит от случая.
Усидчивость является следствием понимания ценности времени.
Деловой человек, принадлежащий к высшему классу общества, должен соединять основательное благоразумие, живую проницательность и постоянство в исполнении задуманных планов.
Уважение, оказываемое нам окружающими нас, в значительной степени зависит от умения пользоваться честным образом обстоятельствами к улучшению нашего положения.
Чтобы иметь успех в жизни, человек должен, прежде всего, заботиться о самовоспитании.
Другое важное качество в человеке – это сдержанность, то есть способность самообладания. Одержать победу труднее всего над самим собой.
Чем больше человек наблюдает себя, тем он делается скромнее, и тем менее он будет полагаться на случайность сопротивления своим дурным наклонностям и постарается сознательно усвоить их вред. Лучшую школу человек проходит в то время, когда приучается отказывать себе в ничтожных текущих удовольствиях, чтобы составить себе в будущем прочное счастье. Это труд самый высокий в деле самовоспитания.
Высшая цель людей в жизни – это формирование мужественного характера и возможно лучшее развитие ума, совести, сердца и духа. Это цель – все остальное средство.
В наше время большая часть ученых ничего не видят далее своей науки и никуда не годятся за ее пределами.
Знать немного, но основательно, гораздо полезней, нежели знать много, но поверхностно и, в особенности, если эти знания не приложимы к делу. Поверхностное знание обнаруживает в человеке невежество.
За истинное знание мы платим только упорным трудом. Нам остается только одно – энергетически работать, преследуя известную цель, терпеливо ожидая плодов труда.
Недальновидность людей и проявляется в нетерпеливом стремлении добиться результатов.
Мысли заимствованные до тех пор не принесут пользы, пока не будут прожиты, прочувствованы и усвоены.
Огромную роль играет еще развитие наблюдательности и мыслительной способности.
Истинный ум черпается из опыта действительной жизни, а из книг черпается только ученость.
Должно опасаться страсти к хорошим окладам жалованья и правительственным должностям, чем подрывается национальный дух независимости, и вследствие чего в некоторых странах целый народ превращается в толпу раболепных искателей доходных мест.
Быстрота, с которую молодые люди ныне приобретают сведения о многих предметах, имеет последствием то, что их жажда знания легко может удовлетвориться, а поэтому часто в раннем возрасте они становятся разочарованными. Пусть они прочитали много книг и прошли многие отрасли знания, но ими овладевает достойное сожаления безразличие. Их дух без компаса, без якоря, покорен дуновению всякого ветра. Их ум только воспринимает идеи также пассивно, как зеркало, и едва ли удерживает впечатления. Такие люди, не годятся ни на какое дело, не имеют никакого желания выработать свои убеждения, не приходят ни к каким заключениям. Их воля находится как бы в нерешительности, кажется усыпленной, больною или мертвою.
Лучшая сторона человеческой натуры, которая развивается напряженным усилием и самостоятельною детальностью, спит глубоким сном, и часто никогда не пробуждается в жизни.
Привыкши учиться, забавляясь, наша молодежь скоро станет отвергать все, что представляется под видом изучения и труда. Приобретая знания и науку играя, они, пожалуй, превратят в забаву то и другое, потому что привычка развлекаться умственно, вкоренившись таким образом, не может не иметь обессиливающего влияния на ум и характер. Роман есть самое любимое прибежище пошляка и лентяя.
Привыкший читать повести так переполняется вымышленными чувствами, что подвергается большой опасности извратить и расстроить здоровое, действительное чувство, потому что симпатия, вызванная вымыслом, не ведет никогда к соответствующему действию. Чувствительность, которую возбуждаем вымыслом, не причиняет никакой тревоги, не побуждает к самопожертвованию: так что сердце, которое часто бывает тронуто вымыслом, делается, наконец, нечувствительным к действительности.
Школа трудностей есть лучшая школа, которая сообщает нравственный закал, как народам, так и отдельным людям. Научаясь чему-нибудь, мы преодолеваем трудность. Победа над одною трудностью помогает победить другую. Ничто не бывает легким, что в начале не было трудным.
Родителям незачем слишком ускорять расцветание талантов своих детей. Пусть они терпеливо наблюдают и выжидают, предоставляя хорошему примеру и наставлению делать свое дело, а остальное, оставляя провидению. Пусть они наблюдают за тем, чтобы юноша, свободным упражнением своих физических сил, накопил запас физического здоровья. Чтобы он стал на верную дорогу самообразования. Чтобы воспитать в нем привычку к труду и постоянству. Когда же он возмужает, то, если в нем будут надлежащие качества, он будет в состоянии собственными силами образовать самого себя.
Отсюда ясно огромное значение домашнего воспитания. Дом есть кристалл общества, настоящее ядро национального характера. Нация выходит из детской.
Самый благодетельный деятель не тот, кто говорит самые красноречивые вещи или кто думает возвышеннее всех, но тот, кто делает самые красноречивые дела.
Веселый и усердный работник побуждает к работе других. Усердие придает достоинство самым обыкновенным занятиям.
«Талант растет лишь в тишине,
Характер в бурном токе жизни зреет». Из Гете.
Правдивость в слове и в деле есть становой хребет характера. Неизменная преданность истинности его самая выдающаяся характеристическая черта».
Смайльс Самуил – Самопомощь. Харьков, 1867, с.3-10, 13, 19-20, 22, 24, 40, 41, 45, 53, 68, 69, 88, 110, 113, 125-126, 132, 153-157, 160, 164, 195, 199, 201, 203, 206, 209, 211, 215, 225, 231-233, 237, 241, 244, 245-247, 249, 256-263, 271-272, 274, 290-296, 299, 306, 315-316, 318, 320, 332.
«Характер составляет одну из величайших движущих сил в мире. В своих благороднейших проявлениях он заявляет человеческую природу в ее лучшем виде, потому что он показывает лучшую сторону человека.
Люди истинно превосходные во всех положениях жизни – люди трудолюбивые, правдивые, высоконравственные и строго честные – вызывают невольное уважение всех и каждого.
Умственное развитие не составляет необходимой принадлежности чистоты или высоты характера.
Умственные способности иногда соединяются с самой низкой нравственностью, с подлым раболепством перед высокопоставленными людьми, с высокомерием в обращении с низшими.
Характер составляет неотъемлемую собственность человека. Это его лучшее богатство. Он приобретает человеку всеобщую благосклонность и уважение людей.
Энергия воли – самобытная сила, основа всякого великого характера.
Можно по справедливости считать погибшим тот народ, нравственность которого перестает возвышаться.
Великие и добродетельные люди увлекают за собою других, возбуждая невольное удивление всех и каждого. Это благоговение перед высоким характером поднимает умственный уровень человека и искупает его из рабства эгоизма, одного из величайших камней преткновения на пути нравственного совершенствования.
Человека истощает бездействие, а не деятельность, которую обуславливается жизнь, здоровье и удовольствие. Благоразумные медики обыкновенно считают занятие одним из лучших врачебных средств.
Великий вождь никогда не предоставляет ничего на произвол судьбы, но, предусматривая всякую случайность, запасается мерами против нее.
Люди, воспитанные в деятельных привычках, в столь сильной степени привыкают к труду, что праздность становится для них невыносимою.
Отличительной чертою людей высшего закала является нравственное мужество. Мужество искать правды и говорить правду. Мужество быть справедливым, мужество быть честным, мужество противостоять искушению, мужество исполнять свой долг и свои обязанности.
Исполняйте сколько можно лучше свой долг, заслужите одобрения вашей собственной совести, и популярность, в ее лучшем и высшем смысле, явится сама собою.
Люди, оказавшие наиболее сильное влияние на мир, были не столько людьми гениальными, сколько людьми твердых убеждений и устойчивого постоянства в труде. Мужество, соединенное с энергией и устойчивостью, побеждает затруднения, по-видимому, самые непреодолимые.
Самообладание тоже мужество, но только в другой форме.
Самообладание лежит в основе всякой добродетели. Чтобы быть нравственно свободным, человек должен обладать силою противостоять инстинктивным побуждениям, а такая сила приобретается только упражнением в самообладании.
Терпение и самообладание могут довести до совершенства истинно-героический характер.
Неправдивость проявляется в умолчании с одной стороны, или преувеличении с другой. В утаении или искажении истины. В притворном согласии с чужими мнениями. В обещаниях или намеках на обещания, которые не имеют намерения исполнять. В нерешимости сказать правду, когда этого требует долг.
Веселость нрава – превосходное и очень полезное качество в повседневной жизни.
Величайшие из гениальных людей были, по большей части, люди веселые, довольные, не жаждущие известности, денег или власти, но насладившиеся жизнью, что отразилось на их сочинениях.
Таковы, по-видимому, были Гомер, Вергилий, Гораций, Шекспир, Сервантес. Здоровая ясная веселость проглядывается в их великих созданиях.
Самые худшие и несносные эгоисты, которые вечно брюзжат, жалуясь на судьбу, неизменно оказываются самыми ненадежными и плохими помощниками в школе жизни. Худшее из всех колес то, которое скрипит.
Никакая сумма учтивостей не в состоянии заменить правдивости.
Книга самый терпеливый, выносливый и веселый товарищ. Она не отвернется от нас в минуты бедствий и невзгоды.
Книга служит более прочным и благородным союзом между людьми. Книга есть живой голос. Это разум, говорящий другому разуму.
Книги принадлежат к числу лучших товарищей. Возвышая наши мысли и стремления, они охраняют нас от низких связей.
Неудачи на одном поприще часто принуждали дальновидных людей избрать другое.
Стремление к умственному совершенству развивается лучше в уединении. Душа, беседуя, сама с собою, в одиночестве, приобретает часто необыкновенно сильную энергию.
Неудачи исправляют характер и укрепляют природу человека: горе, какою-то таинственною связью соединено с радостью и родственно с нежностью.
Пенять и жаловаться на свою судьбу всегда бесполезно, и только добрые и беспрерывные труды на пути справедливости могут принести истинную пользу».
Смальс Самуэль – Характер. СПБ, 1880, с.1,3-6, 10, 14, 19, 23, 24, 27, 32, 51, 64, 68, 77-82, 91, 92, 97-98, 103-104, 108, 110, 121-122, 127-128, 134-135, 142-143, 146-147, 153, 155, 156, 186-187, 197-199, 204-205, 207, 211, 213, 215-216, 220, 222, 237, 239-242, 245, 247, 254, 268, 270, 277.
«Пример, окружающая среда, жизнь и деятельность – вот истинные воспитатели наши.
Вековой опыт показывает, что личная энергия служит лучшим примером, оказывает самое могущественное воздействие на жизнь и деятельность других людей и является лучшей школой для них.
Школы, академии и коллегии, сравнительно с этой школой, дают ничтожно мало. Самыми важными школами являются те, в которых преподается наука жизни. Человек должен сам быть руководителем своей жизни и, не отвергая содействия других, рассчитывать лишь на самого себя.
Человеческое счастье достигается тяжелым шествием по старинной проторенной дороге, называемой честным трудом.
Случайность играет очень малую роль в достижении великих результатов. Единственно верным путем к достижению успеха всегда был и будет путь неослабного труда и прилежания.
Усидчивость, внимание и основательность являются главными качествами настоящего работника.
Различие между людьми заключается в значительной мере в степени их наблюдательности.
Если вспомнить, что Россия почти на 1000 лет моложе западноевропейских государств, которые, к тому же, при самом возникновении своем воспользовались богатым наследием римской культуры, то вовсе не приходится удивляться, что число выдающихся деятелей на различных поприщах человеческой деятельности в России сравнительно незначительно.
Услуги, оказанные России Артамоном Матвеевым, главным образом дипломатические, громадны. Исключительно дипломатическим путем он подчинил Украину русской державе, замирил Польшу, завел торговлю с Китаем. Царь Алексей Михайлович пригласил из Германии группу актеров, танцовщиков и музыкантов. Начальником над ними был поставлен Матвеев. В организации театрального дела деятельною помощницей Матвеева была царевна София. Она не только сочиняла и переводила пьесы, но и играла на сцене. Первая светская пьеса, поставленная на сцене Преображенского театра, была комедия Мольера «Врач противу воли». (Теперь она идет под названием «Лекарь поневоле» — А.Р.).
С 1860 года, по мысли Н.А. Вышнеградского, которого энергично поддерживал принц Петр Георгиевич Ольденбургский, в России возникают женские гимназии, доступ в которые был открыт всем сословиям».
Смайльс Самуил – Саморазвитие умственное, нравственное и практическое. С дополнительной статьею «Русские деятели». Перевод и дополнение Владимира Вольфсона. СПБ, 1895, с.IX, 1-4, 11, 15, 67, 88, 217, 294, 329, 333-334, 349.
Александр Рашковский, краевед, 15 мая 2012 года.