Шествие в честь Дня Победы с возложением цветов к Вечному Огню по настоящее время остается главной демонстрацией из проходящих в городе для тысяч кировских семей. Но нынче этот строй получился нарочито скомканным, измятым — словно кто-то специально хотел принизить, изжить память о великом единении разных по вере, национальности и социальному положению людей.
На углу Московской и Большевиков затянулась репетиция с участниками праздничного ритуала. А горожане, которых по причине ввода пропускного режима и выставленного вокруг оцепления, не пропустили на Театральную площадь, где проходил торжественный митинг, не дожидаясь его окончания и запланированного начала движения, самостийно двинули к памятнику на набережной большой, нестройной, растянувшейся на Московской по всему протяжению маршрута толпой. Брели в ней, не торопясь, одинокие пожилые люди — многие с тросточками. Были и инвалиды в колясках. И молодые семьи — с детишками на руках и на плечах или бережно поддерживающие под локотки стариков.
В итоге на пути сформированной на площади колонны образовалась зыбкая живая преграда. И она тоже сбилась с заданного ритма, деформировалась и растянулась. Стоит отметить, что вопреки обыкновению, стражи порядка на этот раз особо с расчисткой дороги перед шествием не усердствовали: народ курсировал вдоль и поперек звеньев колонны совершенно свободно. Только перед самым Вечным Огнем пассивных зрителей просили сдвинуться в сторону, встать за ограждение.
Таким образом, например, между шедшими друг за другом колоннами коммунистов — КПРФ с большим портретом Сталина и РКРП-РПК с Валерием Туруло в полковничьем мундире во главе — образовалось расстояние едва ли не с полквартала. Впрочем, политика — дело темное и перманентное. Может, они сознательно дистанционировались, не желая смешивать свои ряды. «Яблоко» вон в знак протеста против ограничений на посещение главного мероприятия на Театралке вообще не принимало участие в общем шествии, возложив цветы к Вечному Огню от регионального отделения с утра пораньше в индивидуальном порядке. Дескать, если все это, с точки зрения властей, имеет лишь демонстрационный, а не идейный — характер, и проводится исключительно для узкого круга чиновников и их родственников, а не для всего населения, то и партиям незачем в этом участвовать.
— Пришли с дочкой к площади. Заранее готовились к празднику. В нашей семье не вернулся с фронта, пропал без вести дед, ей о его подвигах на войне много рассказывали — захотела помянуть своего геройского прадедушку. Специально цветы купили, чтобы она вручила какому-нибудь боевому ветерану. А нас не пускают. Ребенок — в слезы. Как ей объяснить то, что и взрослому-то непонятно: почему одним детям можно поздравлять ветеранов, а другим нельзя? Цветы мы с ней все же подарили — старенькой бабушке с медалями, которую увидели просто на улице. Тоже, видимо, не попала на площадь — не заслужила от почета от нынешней власти. Дочь после этого вроде бы успокоилась. Но осадок обиды на душе у ребенка все равно ведь остался. Совсем уже не то приподнятое настроение, с которым на праздник шли. Детское впечатление, ожидаемая отдача от него — все испорчено…
— Сами же наши начальнички везде с высоких трибун говорят, что молодежи надо прививать нравственность с раннего возраста. А на каких еще идеалах, положительных примерах, если не на этом, детей воспитывать, когда вокруг ко всему — даже к самому святому, такое бездушное, черствое отношение?! — обменивались невеселыми педагогическими мыслями горожане, пришедшие на парад Победы с младшим поколением.
Волнующе-трогательную атмосферу создавали при этом шествии искренние проявления возвышенных человеческих чувств, с которыми редко приходится сталкиваться на иных массовых мероприятиях. При виде молодого человека держащего точно икону портрет деда или когда обычные, «неорганизованные» дети выбегали на дорогу к колонне с цветами, чтобы вручить их седовласым ветеранам, и в носу непроизвольно начинало щипать, и слезы, застилающие объектив фотокамеры наворачивались на глаза.
Ретроспективу военных лет воссоздавали музыка и некоторые фрагменты движения, удивительно напоминающие кадры известных кинолент.Было что-то цепляющее потаенные душевные струны и вызывающее отклик в мирном марше людей, облаченных в разнообразную военную форму разных лет.
Но из ряда сделанных фотографий в качестве символического снимка прошедшего праздника я бы выбрала вот этот. Абстрагируясь, естественно, от конкретных персоналий с именами и фамилиями, которые на нем изображены. Только условный символ, художественный образ и больше ничего…