Выставочный зал художественного музея уже давно поименован центром современного искусства, однако до последнего времени особо радикальных проявлений в нем было незаметно.
Художника из Костромы Владимира Тюрина, выставка коего «Со-бытие Лица»открылась на днях, можно считать первой ласточкой. Как полагают люди бывалые, такое искусство никак нельзя причислить к новейшим тенденциям общероссийского, а тем более мирового масштаба, однако для Вятки подобное внове и смотрится как жесткий авангард.
Как следует из названия, Тюрина весьма интересует лицо.Но из по-под его кисти выходит не портрет человека в его временных,социальных и иных конкретных приметах, а некие изолированные, но эмоционально нагруженные образы людской толпы, которые хранит память художника. Поданные в экспрессивной манере изображения, эти «лики,лица, личины», отражают, по мнению художника и его апологетов,сущностные черты случайных встречных. Сущности, однако, рождаются в момент зрительского соучастия, их необходимо искать самому: в гримасе рта, упорном взгляде, через эмоцию резкого красочного мазка. Занятие это, надо признать, довольно увлекательно — отыскивать в нервных движениях кисти художника многообразных уродцев с яркой характерностью лиц, несущих печать судьбы. Физиономии встают в ряды потрое, затем организуются в регулярные прямоугольники, чем не аналогсоциальной структуры. Но к этим людям у художника отношение хорошее.
Другое дело бюрократия, «белые воротнички». Эта сплоченная корпорациявсегда в группе, при общем интересе, однако без выражения лица. Пустые овалы черепов либо схематично намеченные черты — плюс унылая геометрия черно-белого в стандартном костюме чинуши (уверенно подминающем под себя обобщенный образ людского горя — вкартине «Мать»). А в групповом портрете, композиционно напоминающем старое офисное фото, над самым верхним, вконец обезличенным рядом полыхает нечто вроде геенны огненной: так им.Картоны под общим названием «Гражданская оборона», где лица едва угадываются и напоминают противогазы либо последствие взрыва, словно взяты из учебника по классическому экспрессионизму. Серия «Археология»с ее послойным воспроизведением минувшей эпохи «совка» через коллаж изобрывков газет, старых фотографий, обоев, портрета Ильича, соединенныхв авторской импровизации, имеет все признаки концептуального искусства.
В одном из залов непрерывно крутится медитативный «снежный» ролик, как бы выстуживающий сильную эмоцию авторской экспрессии. В нем нектопохожий на Тюрина в клубах собственных испарений все время мнет имесит скрипучий снег (холод чувствуется почти физически), поливая его для крепкости кипятком. Сильные руки в кожаных перчатках лепят плотныеи вкусные снежки, потом бросают их в чан — без видимой цели. И без конца.
А реализм — кормит
Не менее самой экспозиции интересна фигура творца — преуспевающего художника отнюдь не юношеского возраста (в котором как раз и увлекаются , допустим, «противогазами» ). Понятно, что таким искусством на «лэндровер» не заработаешь, поэтому г-н Тюрин вмиру ценится как крепкий и весьма успешный реалист, являя собой наглядный пример марксовой теории отчуждения труда при капитализме: работника от продукта товарного производства, пусть даже и творческого. Зато вышеописанные «Лица», гастролирующие из города вгород, — истинное лицо художника, работающего для себя, а не на продажу.