потребовали большой творческой самоотдачи и много кумача на платья
«Красное и черное», о котором давно уже говорили заинтересованные
лица, как и следовало ожидать, весьма украсило собою сцену кировского
большого театра и прошло премьерным показом с помпою чрезвычайной.
Замечены были не только заместитель первого лица области с
приветственной речью и множество организованных носительниц букетов,
но и дамы в драгоценностях и меховых накидках из числа зрителей.
Московский режиссер Юрий Еремин (в прошлом гравреж театра Сов. Армии,
театра им. Пушкина, а ныне очередной в театре им. Моссовета) уже
ставил эту же пьесу по роману Стендаля в РАМТе (российский молодежный
театр), поэтому в данном случае осуществлял лишь общий надзор за ходом
репетиций как автор постановки, зато на премьере сказал духоподъемную
речь про наш прекрасный город, прекрасный театр и прекрасных артистов.
Фактически над спектаклем работали его постановочная группа: художник,
музыкальный оформитель, ассистенты режиссера Виктор Цымбал и Валерий
Киселев. А вообще изначально планировалось, что с кировским театром
будет репетировать главреж РАМТа Алексей Бородин, контакты с которым
наводил еще директор Владимир Соболев. Но Бородин, в силу зянятости в
другом важном для него проекте, якобы попросил об этом Еремина,
последний же препоручил постановку спектакля своим помощникам —
и был доволен, как они справились.
Кировчане получили в подарок давно жданный «высокий штиль»,
неузнаваемо сдержанную интонацию и благородную повадку хорошо знакомых
артистов, эффектные и в меру символичные (чтоб было несложно для
понимания) декорации — без шкафов и кроватей. А главное, тему всех
времен и народов: любовь и смерть, равнодушных нету. Роль Жюльена
Сореля, кто бы сомневался, досталась «первому любовнику» труппы Ивану
Шевелеву, хотя типажно он и не вполне соответствовал стендалевскому
образу. Тот был женственно миловиден, Шевелев же наоборот. Но
смотрелся он хорошо — с медальным, исполненным плебейского (по роли)
достоинства лицом поклонника великого Наполеона Бонапарта — особенно
в шикарном костюме с полосатым крестом на груди. А уж как натурально
они с Ольгой Мироновой (мадам де Реналь) изобразили безумную страсть!
О, это было незабываемо.
Кстати, артисту Турицыну, с его интересной внешностью, гораздо более
к лицу оказалась роль доверчивого и мягкосердечного папаши де ла Моль,
нежели имидж бонвивана и обольстителя, закрепившийся за ним в театре
Евгения Степанцева.
Однако благородные страсти, как выяснилось, вещь сама по себе довольно
монотонная, и для живости картинки ее разбавляли то подвижными играми
в серсо, то фехтующими дуэлянтами (искусно затемненная, эта сцена
была из самых красивых и смотрелась как драгоценная старинная
живопись), то попыткой учения танцам. Но главным смысловым и
эстетическим центром композиции был назначен «черный квадрат». Его по
мере действия раскрашивал из прозрачного в красный, а затем и в цвет
смерти Владимир Смирнов, загадочно водящий кистью из своего темного
зазеркалья. Он, взятый на амплуа резонера (в классической комедии
человек, не включенный в сюжет, но проповедующий мораль от лица
автора), роковым голосом озвучивал истины выдержками из великих «о
свойствах страсти» — столь глубокомысленные, что хоть записывай.
По-видимому, дороже всего (о затратности постановки говорилось особо,
участвовали средства губернаторского фонда) обошлись бесчисленные
переодевания героев в замысловатые костюмы, которые постепенно тоже
окрашивались из нейтрального в красный, и самый удивительный наряд
(даже можно сказать — авангардный), с остроугольными формами юбок и
рукавов, носила г-жа де Реналь; дамы потом, я слышала, живо
обсуждали…
Народной артистке посвящается …
Понять театр не престало –
«Комедиантов» там приют
Играть артистка хуже стала
А ей «народную» дают…
Изгибов множество в судьбе
Хочу вперёд ей дать напутствие
«Искусство, ты люби в себе,
А не себя люби в искусстве!»
К.С. Станиславский
Спектакль потряс своим существом. Супер.
Андрей респект за стихи. Это про Исаеву?
Спектакль — верх мастерства. Давно не было такого в драме. Приглашайте еще московских режиссеров.